Почему инвестиции в Тесла так рискованны?

Джин Мюнстер, бывший технологический аналитик и действующий венчурный капиталист, думает, что Tesla в будущем захватит мир. Однако после событий последней недели, принёсших нам несколько негативных новостей, Мюнстер признаёт, что ситуация испытывает его терпение.

«Верим ли мы по-прежнему в эту красивую историю?» — спросил он в исследовательском сообщении на Loup Ventures. «Ответ – да!». Наша поддержка основывается на представлении, что компания достаточно капитализирована, чтобы наполнять рынок «компьютерами на колёсах», вводить инновации, развивать автономность и внедрять новую парадигму эффективности производства.

Конечно, во всем этом есть доля правды, но Tesla – это не более уникальный проект, чем Waymo и Jaguar, которые на прошлой неделе заявили о партнёрстве в разработке беспилотных автомобилей. Или чем General Motors, которые продали тысячи полностью электрических Chevy Bolts по цене ниже $40.000. Этот автомобиль был выпущен в 2016 году – на год раньше, чем Tesla Model 3.

Tesla – это часть транспортной экосистемы, в которой происходит множество экспериментов, привлекающих инвестиции. И в этой огромной схеме Tesla – ведомый игрок. Да, внимание к бренду привлекает его знаменитый генеральный директор Илон Маск. Однако это автопроизводитель, которому потребовалось целых 15 лет, чтобы добиться выпуска 100 000 автомобилей в год.

Кроме того, Tesla Motors – это автопроизводитель, фанаты которого считают его прорывным и боевитым, но это тоже не так. Компания, которая продаёт в год 100 000 автомобилей по средней цене в $100.000, не сотрясает рынок и индустрию.

Не стоит забывать и о том, что Tesla регулярно находится под давлением конкурентов. Фактически, остальная часть автопрома – вопреки разговорам Илона Маска о традиционных производителях, жаждущих смерти проекта – с радостью наблюдает, как Tesla смело берёт на себя все риски электромобильного производства. И даже восхищается появлением столь рьяного бренда.

 

Выдумка истории, которая не соответствует действительности.

инвестиции в тесла

Впрочем, энтузиасты Tesla, такие как Мюнстер, оказались в странном положении. Доходность уже давно является показателем успеха в автомобильной промышленности, отличающейся хорошей капиталоёмкостью. Но Tesla Motors никогда не делала прибыли. Рост в автомобильном бизнесе определяется продажами, но, за исключением Китая, рост продаж ограничен на большинстве рынков. Однако Мюнстер считает, что Tesla по силам продавать 11 миллионов автомобилей в год только в США, на которые приходится 65% рынка (из которых 20% принадлежит крупнейшему игроку – General Motors).

Следовательно, те, кто поддерживает Tesla, придумали историю, которая говорит о радикальном изменении нашего отношения к транспорту и автомобилям. Это не соответствует попыткам коммерциализации двигательной техники, которая существует уже более века. Я бы даже сказал, что это не история, а фантазия.

Но фантазия прибыльная. Даже с учётом падения акций Tesla на 30% за последний месяц участники IPO 2010 года, которые сделали инвестиции в Тесла, получают на данный момент прибыль в 900%. В течение восьми лет Tesla Motors оставалась отличным вариантом торговли на будущее.

инвестиции в тесла

Цена акции указана на момент выхода статьи. Источник: tradingview.com

Важно понимать, когда фантазия или выдумка сталкиваются с реальностью и становятся чем-то другим. С точки зрения Tesla, автомобили — это даже не цель. С конца 2016 года, когда Tesla приобрела Solar City, это холдинговая компания с собственным представлением о возобновляемой энергии. Электрические автомобили – лишь часть данной стратегии.


Читайте также: Какие перспективы открывает запуск Falcon Heavy


Но на данный момент Tesla по-прежнему является преимущественно автомобильной компанией, потому что именно в этом направлении поступают и расходуются средства. И именно эта сторона деятельности находится под огромным давлением.

 

Информационный вакуум для инвесторов.

инвестиции в тесла

Зачем? Всё очень просто: у инвесторов нет других причин оставаться в деле. Легко оценивать успехи Toyota и GM. Просто посмотрите, сколько денег они выручают с продаж, какую имеют доходность инвестированного капитала, сколько имеют активов, а сколько – наличных на случай падения продаж.

Tesla даже не рассказывает инвесторам о ежемесячных продажах автомобилей, необходимо ждать до конца квартала, чтобы узнать эти цифры. Более того, ежеквартальные отчёты – это просто возможность оценить потери денег и узнать о новых амбициозных целях по производству, которые не выполняются.

Автомобили – крутые, Маск – поразительная личность, а сама Tesla нам долго рассказывала красивую историю, похожую на легенду Силиконовой Долины и её прибыльности, а не тяжёлый рассказ о том, как Детройт десятилетиями выкарабкивался из тяжёлого положения. Но, в конечном счёте, в сюжете Tesla оказалось много дыр. Поэтому инвесторы испытывают кризис доверия из-за тривиальных проблем с гидроусилителем руля. Проблем, которые сильный автопроизводитель решает за месяц и идёт дальше.

В последнее время единственное, о чем говорит большинство, это финансовое положение компании. С технической точки зрения, оно не очень далеко от банкротства.

Между тем, со стороны Tesla приходит немало привлекательных историй о том, как прекрасна компания и что она не имеет ничего общего с «компьютерами на колёсах». Тесла якобы нигде не соприкасается с Waymo по разработке беспилотных автомобилей, но предлагает технологию Autopilot – это система Super Cruise от Cadillac, которую можно купить дополнительно.

Больно смотреть на «красивую историю» Tesla, которой необходимо «проталкивать» эту бессмысленную, якобы изменяющую весь мир фантазию инвесторам. Они же становятся всё более скептичнее. Tesla Motors была замечательной сказкой на протяжении последних 15 лет. И может оставаться ей, если не хочет захватывать мир.

Источник