Как инвестировать в ICO и не бояться потерять деньги

Инвестор, желающий заработать на ICO, сталкивается с двумя большими проблемами, рассказывает нам Андрей Михайлишин, генеральный директор Joys Digital.

1. Инвестирование в ICO — это высокий риск нарваться на мошенников. В основном из-за прошлых событий, когда проекты — «скам» — собирали деньги и исчезали. Но сейчас скама стало меньше: на ситуацию повлияли законопроекты в отношении ICO, принятые во многих странах (вплоть до запрета проведения) — и это в итоге дало рост требований к проектам, и, соответственно, их качества.

2. Желание немедленно обогатиться за счет роста курса, получить «иксы». Эта модель восприятия перешла из прошлого года, когда проекты, успешно вышедшие на ICO, приносили инвесторам очень быстрый доход. Однако начинающему инвестору стоит учесть, что реализация даже успешного проекта сегодня занимает 2-3 года, а иногда и больше. Во многом потому, что тренд на «криптокотиков» остался в прошлом, и сейчас на арену ICO поднимаются более масштабные проекты.



Инвестор не может на сто процентов застраховаться от скама. Но существует несколько правил, соблюдение которых повышает шансы инвестора вложить средства в стоящий проект:

 

Следуйте модели «4Т»

как инвестировать в ico

4T (4К в русской интерпретации) — это Team (Команда), Tech (технология или Код), Theme (Концепция), Token (токен или Коин). Она помогает инвестору убедиться, что проектом занимаются настоящие люди, желающие реализовать его:

Team (Команда)

• Изучите активность членов команды в социальных сетях: когда зарегистрированы профили, как часто там появляются публикации и на какую тему, есть ли у них друзья и т.д.

• Проанализируйте компетенции команды. Посмотрите, кто и чем занимался раньше. Если у вас возникнут вопросы — задайте их. Мошенники или не ответят, или ответят уклончиво.

• Свяжитесь с консультантами проекта, расспросите их. Консультанты дорожат своей репутацией, поэтому честно расскажут вам о проекте. Также, если у проекта есть партнеры, или он работает с какими-то фондами или ассоциациями, вы можете связаться и с ними.

• Уточните, где зарегистрирована компания, ее адрес, сведения на официальных сайтах регистраторов, когда и кем зарегистрирован домен.

Tech (технология или Код)

Если вы не программист, задайте общий вопрос о технологии кому-то из команды, или попросите исходный код. Мошенники или уклонятся от ответа, или дадут вам чужой код: проверьте название проекта или аккаунт, кем он выложен. Если у вас есть знакомые разработчики — попросите их помочь.

Theme (Концепция)

Здесь важно оценить коммерческие перспективы проекта:

• Рынок
• Возможность масштабировать проект
• Финансовая модель
• Экономическая полезность и востребованность
• Отличия от конкурентов

Внимательно прочтите White Paper. Концепции скам-проектов обычно очень запутаны, в них трудно разобраться. Не будьте слишком доверчивы: если команда дает слишком оптимистичные прогнозы по развитию проекта — скорее всего, это пустые обещания.

Посмотрите, зачем и как проект использует блокчейн: если задачу, за которую взялся проект, можно решить и без этой технологии, стоит задуматься.

Обратите внимание на Road Map: сходятся ли сроки реализации задач с тем, что там написано.

Token (токен или Коин)

Определите, является ли токен утилитарным или дивидендным — дающим право на участие в будущей прибыли компании. Лучше, если он утилитарный: такие токены можно обменять на услуги или товары компании. Посмотрите, прошел ли токен тест Хауи (Howey test). Разберитесь, как владелец токена может использовать его внутри системы: токен может быть спекулятивным финансовым инструментом, к которому плохо относятся финансовые регуляторы.

Изучите, сколько у проекта токенов, сколько они стоят и по какой цене их можно купить на ранних стадиях ICO. Какой процент токенов остается команде (обычно около 10-20%); сколько идет на баунти (не больше нескольких процентов).

Посмотрите, готова ли команда вернуть средства, если не сумеет собрать нужную сумму, или передать их третьей авторитетной стороне, выступающей гарантом выполнения обязательств (escrow).

Это одни из основных моментов по тому, как инвестировать в ICO и не распрощаться со своими деньгами.

 

Наличие продукта

как инвестировать в ico

Если раньше на ICO было не стыдно выйти с одной только концепцией, то сейчас ситуация изменилась:

Вы сильно рискуете, если продукта вообще нет. У проекта есть только White Paper с описанием идеи, какая-то техническая документация или часть готового кода.

Вы немного минимизируете риски, если есть минимальная рабочая модель (MVP). Это прототип продукта с минимальной функциональность, который можно «пощупать», протестировать — так вы лучше поймете, во что вкладываете средства.

Низкий риск — наличие продукта. Продукт готов, у него даже есть пользователи, а средства требуются для развития функциональности, масштабирования, маркетинга и т.п. задач. Здесь риск «скама» практически исключен, а риски неудачи проекта — минимальны.

 

Посмотрите оценку экспертов

как инвестировать в ico

Если хотите инвестировать в ICO, можно положиться на мнение экспертов в области блокчейн-проектов и ICO. Например, изучить рейтинги проектов: bitexpert.io, icorating.com, tokenlab.info.

Можно не спешить: подождите старта ICO и посмотрите, сколько проект соберет средств. Обычно инвестиционные фонды и крупные частные инвесторы входят в проект в первые минуты официального старта ICO или PreICO. Но стоит проверить, не накрученные ли счетчики на сайте, показывающие сумму полученных инвестиций. Для этого нужно узнать номер инвестиционного кошелька, на которые проект собирает средства, и проверить в блокчейне, действительно ли на этот кошелек были транзакции. Для сети Ethereum это можно сделать здесь etherscan.io, для Bitcoin — здесь blockchain.info

Помните, соблюдение простых правил безопасности поможет вам понять, как инвестировать в ICO, сделать это лучше и с минимальными рисками.


Читайте: Вы не разбираетесь в биткоине, потому что думаете, что деньги реальны