Цифровизация бизнеса

Стратегия цифровизации успешно реализуется по всему миру руководителями IT-организаций и предприятий разных уровней. Она порождает технологический сдвиг, в короткие сроки преображая вид глобальной бизнес-среды, порождая новых лидеров и заставляя крупнейшие корпорации бороться за свое существование.

 

Начало цифровизации

цифровизация бизнеса

 

Процесс цифровизации может протекать в организациях по-разному. Компании с консервативным укладом стараются вести процесс трансформации поэтапно и последовательно. Более агрессивные и склонные к новаторству агенты стремительно обновляют свою организационную инфраструктуру.

Эту позицию подтверждает региональный менеджер по персоналу в X5 Retail Group Наталья Трукец: «Не рекомендуют начинать процесс цифровизации одновременно по всей компании, если ранее не было такой практики. Для начала стоит запустить пилотный проект на сильном подразделении или нанять опытного специалиста».

Мнения о том, с чего начинать цифровизацию, несколько расходятся. Есть мнение, что сотрудничество руководства компании с IT-отделом — это первый шаг на пути становления «цифровой организации», но не все эксперты в области солидарны с этой позицией.

Так, Владимир Ласовский, менеджер по развитию бизнеса в области интернета вещей Orange Business Services, считает, что «первым этапом цифровизации должно стать изменение бизнес-процессов в компании. Следует изучить слабые места в текущих решениях и составить список недостатков и пути их ликвидации, от которых впоследствии и отталкиваться при принятии решений о трансформации системы».

 

Основные этапы цифровизации бизнеса

цифровизация бизнеса

Компания Altimetr проанализировала опыт компаний, успешно прошедших цифровую трансформацию, и выделила ряд этапов на пути от классического бизнеса до инновационной корпорации:

• Этап традиционного бизнеса

Происходит работа с клиентами, процессами, технологиями, метриками, которые считаются руководством актуальными и в цифровой век.

• Этап присутствия цифровизации

Ведется работа над цифровой грамотностью персонала, активизируются бизнес-процессы во всей структуре. Имеют место эксперименты — пилотные исследования на отдельных подразделениях.

• Этап формальной цифровизации

Организация начинает смелее и систематично задействовать новые цифровые технологии и ресурсы. Открываются перспективные направления развития, активно проводятся эксперименты, возникают агенты перемен.

• Стратегический этап цифровизации

Намечаются стратегические планы цифровой трансформации компании. Рабочие группы отмечают продуктивность сотрудничества работы и научных исследований. На цифровизацию выделяются инвестиции, назначаются ответственные, анализируются достигнутые результаты.

• Этап цифровой конвергенции

Цифровая трансформация поддерживается новой инфраструктурой с ее ролями, бизнес-процессами, знаниями и моделями. Складывается команда, занимающаяся процессами цифровизации, которая создает для руководства новые стратегии и операциональные модели.

• Инновационно-адаптивный этап

Цифровизация неразрывно связана с бизнесом. Руководство и все структурные подразделения осознают важность и неизбежность регулярных изменений. Новая инфраструктура благоприятна для тестирования появляющихся на рынке технологий и их последующего масштабирования.

Как отмечают специалисты, большинство российских компаний сегодня находятся на 1-2 этапе цифровизации. Однако такая ситуация характерна не для всех областей.

 

Автоматизация и человеческий труд

цифровизация бизнеса

Все эксперты в области цифровизации бизнеса солидарны во мнении, что она не является способом замены человеческого труда, скорее выступает вспомогательным инструментом, работающим на повышение эффективности. Процесс оцифровки может избавить людей от выполнения рутинной работы и создать новые рабочие места и формы занятости.

Так считает и Елена Устюгова — руководитель группы повышения операционной эффективности КПМГ в России и странах СНГ. Она отмечает, что: «С точки зрения того, какой именно процент рабочих мест может быть заменен программами и роботами, единого прогноза нет. Исследования дают существенный разброс в оценках от, например, 9% рабочих мест, которые будут полностью автоматизированы по оценке OECD, до 50%».

Сергей Родионов, директор по развитию бизнеса «Инфосистемы Джет», разделяет это мнение: «Автоматизация, несомненно, заменяет человека в конкретных операциях и так будет продолжаться и дальше. Однако, как показывает практика, это видоизменяет деятельность, давая человеку возможность при готовности учиться, заниматься новыми и интересными задачами. В ближайшие 20 лет не будет такого, что человек окажется не нужен».

 

Кому необходима цифровизация бизнеса

цифровизация бизнеса

Одним предприятиям цифровизация бизнеса жизненно необходима, другим, казалось бы, не нужна совсем, либо её отсутствие не критично. Но цифровая эпоха уже сейчас показывает, что рано или поздно изменения затронут все компании.

Для разных сфер требуется различный объем цифровых трансформаций, причем со временем этот показатель может меняться. «Так, в нефтегазовой индустрии в начале 2000-х цифровым месторождением считалось предприятие, подключенное к спутниковой связи, а сейчас под этим термином понимают систему управления процессом добычи, которая позволяет отслеживать и управлять работой всего оборудования в режиме реального времени», — добавляет Владимир Ласовский.

Сергей Родионов отмечает, что «в первую очередь цифровизация бизнеса необходима для компаний, работающих в жесткой конкурентной среде (red ocean). Для таких компаний задержка с началом цифровизации или отказ от неё может привести к поражению в конкурентной борьбе. Во вторую — это, компании, которые в своем основном бизнесе используют или предполагают к использованию большие объемы данных».

 

Сколько стоит цифровизация бизнеса

цифровизация бизнеса

На сегодняшний день стоимость цифровизации относительно высока, однако она оправдывает затраты уже в первые месяцы после внедрения цифровых инноваций. Это происходит за счет уменьшения издержек на традиционное оборудования и ресурсозатраты со стороны персонала и материалов.

Кроме того, из-за высокой конкуренции, наблюдается снижение стоимости услуг.

«Сейчас появляется большое количество узкоспециализированных CRM и ERP-систем, направленных на решение узких задач и единственным преимуществом каждой является стоимость», — замечает Алексей Галицкий, директор «UP Business Coaching»

Не маловажным фактом является и объем планируемых внедрений. «Стоимость цифровой трансформации компании будет зависеть от того насколько масштабными будут изменения в компании. Необходимо учитывать текущее состояние процессов, инфраструктуры и информационных систем», — добавляет Елена Устюгова.

 

Цифровизация в деле

Многие предприятия и сферы, которые активно проводят цифровизацию в бизнесе, отмечают их результативность. Эксперты наглядно демонстрируют эффект от внедрения систем цифровой трансформации.

Генеральный директор агентства «Биг Риэлти» Светлана Лапшина отмечает, что «коммерческая недвижимость уверенно интегрируется в цифру. Сам спрос выталкивает рынок на новые уровни – сегодня мы уже пользуемся едиными информационными системами, электронными ипотечными закладными. Нам это дает возможность делать точные прогнозы, девелоперам – планировать на долгосрочную и среднесрочную перспективы».

Михаил Павленко, специалист компании «Кемппи Россия», приводит пример из инженерной отрасли. «Еще пару десятков лет назад инженерные расчёты производились огромными КБ и занимали важную строчку бюджета любого производства. Сегодня бизнес старается оптимизировать материальные и трудовые затраты, поэтому современные системы компьютерного моделирования и прогнозирования с огромной скоростью внедряются в наиболее технологичных компаниях».

Наступил цифровой век и бизнес начал стремительно меняться. Для того, чтобы остаться на плаву и улучшить бизнес-показатели организациям необходимо интегрировать «оцифровку» в свою структуру. Делать это лучше поэтапно, но и не затягивая процесс. На первых этапах актуально оснащение организации цифровой инфраструктурой и запуск пилотных проектов, которые могут привести к масштабной трансформации бизнеса. На следующих этапах надо сформировать стратегию цифровизации с учетом будущей бизнес-модели компании в цифровом мире. Такой комплекс мер позволит компании стать более гибкой и эффективной.


Читайте: Какие профессии будут актуальны в будущем