Распространенные ошибки стартапов в IT сфере

В чем причина того, что из множества стартапов «выстреливает» лишь считанный процент? Факторов много, но главный – человеческий. Организация, реклама, последовательность – залог успеха любого начинания в бизнесе. Но некоторые полагают что IT – это то, что осыпает деньгами по первой ленивой просьбе. И это первая ошибка.

 

Основные причины провалов

ошибки стартапов

 

Все гениальное просто, но не все простое гениально. На самом деле, IT-стартап и уже развитый IT-проект – это вполне приземленный бизнес, который просто имеет свою специфику. Опустим примеры заведомо лживых начинаний, либо тех, которые изначально создавались для дальнейшей продажи. Интересно именно то, почему реальные проекты амбициозных личностей терпят неудачи. Многие известные специалисты, близкие к теме, уже не раз подмечают все те же распространенные причины провала и основные ошибки стартапов.


Коммерческий директор агентства Zoom Market, Андрей Штыров отмечает, что стартаперов останавливает несколько факторов:


• отсутствие финансирования;
• недостаточное финансирование;
• недостаточный опыт;
• потеря интереса к проекту.

Роман Котов, генеральный директор инвестиционного холдинга ООО «Котов Групп» полагает, что в большинстве случаев IT-проекты терпят неудачу по причине плохой подготовки перед запуском.

Директор DATA4, Кирилл Косолапов считает, что одним из факторов является конфликт основателей на почве вопросов интеллектуальной собственности.


Если же постараться выделить самые базовые причины, то их наберется четыре:


• Недостаточное внимание к продвижению.
• Плохой менеджмент.
• Неотлаженная структура команды, как следствие, плохая коммуникация.
• Недостаточное планирование.

К примеру, есть сервис, позволяющий связываться владельцам коптеров и тех, кому нужна съемка с воздуха. Он называется Pilot Hub. Несмотря на то, что для такого проекта очень важна бесперебойная работа, у него использовался не собственный API, а API друзей. Естественно, в один момент он перестал поддерживаться, и пришлось писать свой собственный. Это был явный недочет в планировании.

Примером недостаточно проработанной структуры организации может послужить негативный опыт VR Corp. Этот разработчик виртуальной реальности и устройств столкнулся с тем, что налоговая по ошибке списала 100 000 рублей. Ошибка была признана, но чтобы вернуть деньги придется обращаться в суд. Компания не была готова к такому повороту событий и признала, что уделяла недостаточное внимание вопросам своей финансовой и правовой безопасности.

 

Неудача – удел новичков… или?

ошибки стартапов

Понятно, что многие начинающие проекты терпят фиаско и совершают распространенные ошибки стартапов именно из-за своей неопытности и трудностей вхождения в рынок. Андрей Штыров ссылаясь на клиентов Zoom Market приводит свои данные: «Если брать статистические данные, то из 100 обратившихся что-то получилось только у 10-12 «стартаперов» и из них только у 3 проект окупился, и удалось что-то заработать».


Однако и опытные компании могут терпеть неудачи.


Казалось бы, SafeCrow – довольно опытный сервис, выступающий посредникам в сделках через сеть. Его структура отлажена, менеджмент на высоте, а стратегия продумана. Но в некоторых моментах можно убедиться, только набив шишки на практике. Сервис заплатил деньги за рекламу MyTarget и Авито, но результат, по-большому счету, был нулевым. Зато реклама от Google и Яндекс принесла плоды. Разница в том, что новичкам пережить такие ошибки более трудно.

Другой пример – проект Экзамер, который является онлайн-тренажером для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Сервис имеет определенный опыт, однако были у него и стратегические ошибки. Например, руководство считает, что проект нужно было начинать с более глубокого customer development (развитие потребителя). Это позволило бы на ранних этапах понять, почему, как и кто именно пользуется приложением, что, в конечном счете, сделало бы продукт гораздо лучше. У руководства была иллюзия о том, что обычный преподаватель станет идеальным педагогом в процессе работы на сервисе. В итоге выяснилось, что это не так и сервису изначально нужно было тщательнее выбирать специалистов.

 

А как правильно?

ошибки стартапов

На этот вопрос однозначно ответить сложно, ведь рынок меняется и ошибки стартапов были и будут. Однако если не допускать четырех основных промахов, описанных выше, можно существенно снизить риск неудачи.

Вот что рассказывает Карина Жданова из Movavi об успехе: «Международная компания Movavi c 2004 года занимается разработкой удобного мультимедийного софта для использования дома и в работе. Наша компания растет, и продуктов тоже становится больше как для Windows, так и для Mac».

Как подмечает Карина, на судьбу компании серьезно влияли, в том числе, и внешние факторы: «Продукт Movavi Screen Capture Studio, изначально разрабатывался как инструмент для записи скайп-звонков и видеоконференций, было это в далеком 2012 году, однако несколько факторов повлияли на ход развития событий: увеличение роста покрытия интернет-распространения, увеличение скорости интернета и снижение его стоимости по всему миру. Эти два фактора привели к невероятному росту спроса на онлайн-образование и профессиональные вебинары начиная с 2015 года». Благодаря грамотному подходу, Movavi сумела воспользоваться этим, понять, в какую сторону дует ветер и сделать правильный шаг в развитии своего продукта:

«Команда разработки Movavi провела более 300 интервью с пользователями по всему миру, изменила курс разработки продукта. Так появилась Movavi Screen Capture Studio, которую пользователи знают сейчас. С помощью инструментария программы можно не только записать чужой вебинар “захватив экран”, но и создать свой видеоурок».

Как видите, крайне важно вовремя уловить тренд. Опоздаешь – и нет смысла пытаться, ведь конкуренты будут первыми. Также очень важно правильно понять, кому будет интересен и полезен продукт.

 

Раскрутить IT-стартап? Сложно, но возможно!

ошибки стартапов

По мнению Романа Котова, есть довольно простой и, пожалуй, единственный алгоритм, позволяющий добиться успеха и избежать те ошибки стартапов, которые часто совершают многие начинающие предприниматели:

• Сделать минимальный рабочий продукт.
• Запустить рекламу.
• Отобрать работающий хотя бы 1 рекламный канал.
• Продать вашу услугу/продукт вручную.
• Собрать обратную связь от клиентов и начать улучшать.
• Работать с этим рекламным каналом до выхода на стабильную прибыль.
• Параллельно тестировать другие рекламные каналы и находить другие работающие решения.


Конечно, предварительно необходимо произвести соответствующие исследования рынка.


«Суть любого бизнес-проекта – это удовлетворение потребностей и спроса клиентов и пользователей. Перед началом разработки любого продукта надо провести опросы, предварительные продажи, тесты и увидеть есть ли действительно спрос на то, что вы собираетесь разработать, на ваш сервис, платформу, агрегатор. Если Вы проверили и убедились, что спрос и потребность в вашей онлайн-услуге существует и главное, что люди готовы за нее платить, то остается действовать по простому, но проверенному алгоритму» — говорит Роман.

Впрочем, многие так и поступают. Андрей Штыров комментирует: «За последние 5-7 лет к нам часто обращаются «стартаперы» для предварительного проведения маркетингового исследования. Большинство из них представляют IT стартапы. Чаще всего исследования должны решать две задачи, вытекающие из одной: есть ли на это спрос? Будут ли покупать (пользоваться)?  При подтверждении гипотезы «стартапер» идёт с нашим исследованием в банк для получения кредита или привлекать инвесторов».

Однако некоторые присваивают такой информации статус истины в последней инстанции, а это в корне неправильно. Рынок меняется, и нужно быть готовым к тому, чтобы менять свой продукт согласно его веяниям, как это сделали «БашНаБаш», введя бонусы и кэшбек, а также многие другие успешные IT-проекты.


А вообще проблемы у IT-проектов могут быть самые разные, о чем свидетельствуют слова Кирилла Косолапова:


• Начинающие предприниматели плохо проводят проблемное интервью и решают несуществующую боль клиента (это причина провала в 90% случаях).

• Привлекают «плохого» инвестора (Рамблер уступил Яндексу в т.ч. по причине того, что инвестор был инициатором частого изменения бизнес модели компании и активно вмешивался в управление).

• Технологическая неготовность рынка (Apple выпустила КПК Newton в 1993, но уровень связи, интернета и технологий не позволил завоевать рынок, но к выходу IPhone рынок был уже готов).

Бывают совсем уж обидные ошибки стартапов, когда они не «взлетают» просто потому, что люди недостаточно уделяют внимания рекламе, хотя качество проекта и работа команды на должном уровне. По словам Олега Дронова из инвестиционного фонда AD.ru это характерная черта российских разработчиков и одна из самых распространенных причин их неудачи наряду с ориентированностью исключительно на внутренний рынок страны:

«Нельзя создать успешный продукт, полагаясь на собственные мысли, все требуется проверять на продажах. Я просмотрел более 3000 стартапов, и лишь 20% из них серьезно занимаются customer development. На мой взгляд, не нужно бояться экспериментировать: лучше выпустить сырой продукт, смотреть как реагирует аудитория и вести доработку в процессе».

В заключение, стоит отметить, что грамотный подход к IT-проекту вовсе не гарантирует его успех. Какой бы актуальной не казалась идея, аудитория может быть к ней просто не готова. Важно уделять внимание всем аспектам создания и продвижения проекта, но это, в любом случае, риск.


Читайте: 8 самых типичных и распространенных ошибок начинающих предпринимателей