Артемий Лебедев – дизайнер, блогер путешественник и бизнесмен.

Лебедев — своенравный человек, который совместил дизайнерскую студию и сеть кафе. Нарисовал схему метро и логотип для Большого театра. Он причастен ко многим компаниям и проектам в сфере дизайна, рекламы и маркетинга. Самая известная из них: «Студия Артемия Лебедева».


Мы подобрали 9 высказываний о подходе Артемия к любимому делу, самому себе и людям, с которыми он работает.

 

1. Безграмотность, непрофессионализм и дилетантизм порождают сами себя.

артемий лебедев

И в бизнесе, и в личном развитии успех сильно зависит от того, насколько серьёзно мы относимся к делу. Да, люди начинают жизнь с разным социальным капиталом: кто-то в обеспеченных, а кто-то в обычных семьях. Но талант можно погубить ленью, бюджет – плохим менеджментом, знакомства – дрянной репутацией.

Трудолюбие, жажда знаний и профессионализм во всех отношениях ведут наверх того, у кого нет ни больших денег, ни врождённых способностей, ни влиятельного круга общения.

 

2. Коммерческая востребованность кажется мне нормальным и естественным следствием того, что я делаю.

Логотип бургерной «Джон Федор», который разработала студия Артемия Лебедева. История получила большой резонанс после того, как Артемий назвал этот логотип одним из своих лучших проектов. Впоследствии заказчик отказался от выполненной работы.

Лебедев считает, что любая работа должна оплачиваться, а каждый продукт можно продать. В 1991 году он с одноклассником издавал школьную газету. Артемий отвечал за коммерциализацию и печать. Все материалы размещались бесплатно на доске объявлений, но школьники платили за подписку, чтобы газету доставляли им лично в руки.

Так, два друга запустили скромный бизнес в условиях, которые изначально не предусматривают существование рынка. Вёрстка и печать газеты стали фундаментом для его карьеры. Позже Лебедев начал верстать книги и рисовать логотипы.

 

3. Может быть, я плохой бизнесмен, но я никогда не пытался продавать что-то широким массам. У нас ограниченное число заказчиков. Это люди, с которыми можно пообщаться лично. Многие заказы «Студии Лебедева» кажутся невероятными, потому что заказа как такового не было. Мы просто сделали то, что пришлось кому-то по душе.

Логотип Московского метрополитена, разработанный студией Артемия Лебедева.

Артемий Лебедев говорит, что его студия не работает конвейерно. Часть проектов возникает по заказам, а некоторые – случайные. Так было с московским метро – Артемий сделал сайт metro.ru в 1996 году, не имея никаких связей с руководством метрополитена. Но хороший выбор контента и дизайн помогли набрать аудиторию. На портал пришли люди, которые любили метро или работали в нём. Позднее, когда метрополитен искал подрядчиков для фирменного стиля, у Лебедева уже был достаточный авторитет в этой сфере.

 

4. Всё, что я делаю, для меня естественно.

Бутылка холодного кофе из кафе Артемия Лебедева на Большой Никитской.

Дизайн-студия Лебедева делает понятнее метрополитен и российские города, разрабатывает компаниям стиль. А ещё – обжаривает кофе, продаёт сэндвичи в вендоматах в Шереметьево и располагает сетью кафе в Москве и Риге.

Артемий признаёт, что такой синтез дизайнерского и ресторанного бизнеса – случайность. Но эта случайность – результат правильной диверсификации. Студия занимается разными делами, но все они необходимы людям: и дизайн, и крепкий кофе, и вкусные сэндвичи.

 

5. Мне всегда казалось, что недостаточно просто удовлетворять вкус толпы, а нужно его развивать.

Туристический бренд Осетии от студии Лебедева.

Лебедев – интеллектуальный меценат. Он говорит, что одна из задач студии – воспитание аудитории. Замечая крутые идеи в других странах или культурах, он пытается развить их в России с учётом местных реалий.

 

6. На каждом нашем проекте написано «Студия Артемия Лебедева», а дальше – список тех, кто над ним работал. Я не боюсь, что кто-то станет звонить и переманивать людей. Они знают: как только сменят работу, их перестанут упоминать.

Команда московского офиса студии Артемия Лебедева

Сотрудники Московского офиса студии.

Лебедев имеет сильный личный бренд, но ценит вклад каждого человека в результат: «что бы мы ни делали – апельсиновые чипсы, кружки, сайт – проект будет нести имена тех, кто его реализовал». Крупные мировые бренды так не делают – на продукте вы увидите логотип и название компании, но не десяток имён.

Для менеджеров и дизайнеров студии это показатель ценности, уважения к их труду. Кто-то хочет, чтобы его имя упоминалось, потому что тщеславен, кто-то – потому что приятно быть в одном списке с Лебедевым. Но какая разница, если человек при этом хорошо делает свою работу?

 

7. Руководить творческим коллективом может только генерал, который сам был солдатом.

Выдержка из основного закона (конституции) студии Лебедева.

Артемий – начальник, который ставит себя на место рядового дизайнера. Он видит и профессиональные провалы, и моменты, когда не стоит мешать человеку. В студии установлена антикорпоративная культура – если кто-то ведёт себя как босс, он уходит. Лучший тот, у кого крутая работа.

Как руководитель Лебедев встречается с клиентами, считает деньги, следит за сроками, но не мешает создавать. В компании нет разрядов, а сотрудники не знают о зарплатах друг друга. Они могут сравнивать только профессиональные успехи, а не суммы. Если работник расскажет о своей зарплате, он будет уволен на следующий день.

 

8. Если ты ничего не умеешь, и тебе нечего показать, но очень хочется, возьми и займись. Я начал именно так.

Логотип компании «Эксклюзивная логистика», разработанный студией. Авторы заявили, что намеренно сделали «простой геометричный логотип». Знак указывает на крупногабаритность перевозимых товаров.

Однажды Артемий Лебедев проговорился, что начал карьеру дизайнера, не зная, что именно это такое. Он наполнил портфолио фейковыми проектами: придумал компании, спроектировал им логотипы, напечатал визитки.

Портфолио получилось убедительным. Вскоре появились первые заказы. Постепенно Артемий заменил все выдуманные проекты на реальные, и стал опираться на настоящий опыт.

Это не пример того, что подлог и обман – хорошо. Это пример того, что нет правильных путей, чтобы начать заниматься любимым делом. Можно стартовать без образования, опыта работы, связей и других вспомогательных факторов. Никто о них и не вспомнит, если вы докажете компетенцию на практике и продолжите развиваться.

 

9. Простота ради простоты – интеллектуальный тупик. Многие ребята перечитали книг про Apple, но не одной – про то, как надо идти своей дорогой, наплевав на Apple. Только с уважением к красоте можно добиться настоящего упрощения.

Все знают, что удобно пользоваться простыми вещами, когда не надо читать инструкцию на несколько страниц. Гениальное – просто, но чтобы дойти до хорошей идеи, надо глубоко исследовать всю область знаний, в которой вы работаете, и сохранить свежий взгляд. Это справедливо и для предпринимателей, и для наёмных работников: вы сможете найти сверхпростую и эффективную идею, если знаете тенденции рынка и полностью погружены в процесс без оглядки на других.


Читайте: Думай, как Галицкий: 10 советов от русского миллиардера и мецената