Когда в компании руководитель тщательно наблюдает за работой, а коллектив не может и шагу ступить без разрешения, это не всегда позитивно сказывается на результатах.

 

Что такое микроменеджмент


Микроменеджмент – метод управления персоналом, который основан на чрезмерном контроле, когда даже самые мелкие задачи регулярно проверяются. Многие сотрудники готовы принимать такой подход и привыкают к нему, ведь им не нужно быть самостоятельными, а часть ответственности снимается.

 

 

Особенности микроменеджмента

в чем выражается микроменеджмент

  • Игнорирование сотрудников. Здесь не существует делегирования полномочий. Руководитель не считается с мнением коллектива, навязывая свою позицию. Поощряется механическое исполнение задач, а не личная инициатива.
  • Сильное внимание к деталям. Руководитель любит процесс, но не уделяет внимание результату. Указания часто идут вразрез с общей политикой компании.
  • Бумажная волокита. Начальники с такой управленческой тактикой часто требуют отчёты по любому поводу.
  • Острая критика. Все ошибки сотрудников активно подмечаются и даже выносятся на общее обсуждение. Компетенция работников ставится под сомнение. Сам руководитель реагирует на критику негативно.
  • Нарушение рабочего графика. Сотрудников отвлекают от прямых обязанностей, заставляя быть на неважных совещаниях.

Почему микроменеджмент – это плохо

минусы микроменеджмента


Снижение рабочей эффективности


Сотрудники, за которыми постоянно следят, демотивированы. У них нет стремления к росту, потому что их работа всё равно будет переделана. Когда руководитель сосредоточен на мелких задачах, он отвыкает от стратегического подхода. Микроменеджмент стопорит процессы из-за мелочей, отчего проекты зависают.


Потеря творческих работников


В ситуации микроменеджмента у коллектива нет шансов проявить инициативу. Автоматическое исполнение обязанностей снижает креативность. Люди перестают предлагать идеи, а текучка кадров увеличивается.


Плохой психологический климат


Регулярный контроль нравится не всем сотрудникам, поэтому раздражительность нарастает. Атмосфера в коллективе накаляется, отчего случаются частые конфликты, как с начальством, так и между работниками.


Потеря доверия


Когда в коллективе есть сильная критика и негласный запрет на ошибки, команда останавливается в развитии. Сотрудники чувствуют, что в них не верят. Их энтузиазм падает, как и ответное стремление быть откровенным. У руководителя нет связи с подчинёнными. Отсюда парадокс: чем сильнее микроменеджмент, тем больше тёмных пятен в работе.


Застой в развитии компании


Сотрудники всё сильнее сопротивляются любым нововведениям в компании, а сам начальник тоже не готов к переменам.

 

Почему руководитель занимается микроменеджментом

удаленка положит конец микроменеджменту


Амбиции и перфекционизм


Начальник стремится к идеалу, который сам выдумал или где-то вычитал. Он хочет себя проявить, став если не богом, то отцом для всего коллектива.

У некоторых завышена самооценка. Они думают, что во всём разбираются лучше, отчего перетягивают одеяло на себя или пытаются выслужиться перед начальством. Такие люди думают, что результат в работе напрямую зависит от количества контролируемых вопросов.


Неопытность


Когда нет управленческой практики, молодые руководители действуют по книжкам, считая теорию – главным двигателем прогресса.

Люди, усиливающие контроль, думают, что плохой рабочий результат – вина подчинённых. Руководитель не делегирует полномочия, потому что не знает, как это сделать правильно, и ему проще всё взвалить на себя.


Неуверенность в себе


Чтобы убежать от страха перед своими ошибками, человек начинает контролировать других. Кроме того, руководители пытаются компенсировать страх недостаточного влияния на результат или избегают конкуренции с другими сотрудниками, подавляя их амбиции.


Проявление власти


Некоторые начальники любят доказывать, что они не зря получают зарплату. В обычное время руководители не участвуют в жизни коллектива, но иногда им скучно, и они хотят показать сильный характер.


Особенности воспитания


Иногда патологический контроль – это установленная модель поведения. Корни такой проблемы обычно растут из детства: родители гиперопекали ребёнка, и он считает это нормой.

 

Как сотруднику избавиться от микроменеджмента руководителя

как перестать заниматься микроменеджментом


Попытайтесь понять, почему начальник ведёт себя именно так


Возможно, на предыдущем месте работы его коллектив отбился от рук и не хотел работать. Если это так, постарайтесь вернуть доверие. Покажите, что проявите ответственность даже если вас не контролировать.


Попробуйте договориться напрямую


Подходит для начинающих микроменеджеров, которые ещё готовы слушать. Предложите тестовый период: ослабление контроля происходит на какое-то время, а потом вы вместе смотрите на промежуточные итоги. Договоритесь обсуждать результат, а не процесс.


Сделайте рабочую среду прозрачной


Иногда руководителю просто не понятно, кто за что отвечает. Поэтому при встрече с начальником проговаривайте, какие у вас задачи и обязанности. Предложите систему оценки работы и разные метрики для отслеживания выполненных задач.


Дайте обратную связь


Если вы чувствуете, что начальник опекает вас из хороших побуждений, просто дайте ему обратную связь. Только не выходите на конфликт, заявляя, что вам не нравится стиль управления. Просто скажите, что вы можете выдавать лучшие результаты при самостоятельном контроле.


Фиксируйте договорённости


Чтобы уменьшить количество критики, фиксируйте свои предложения по емейлу, когда мнение с начальником расходится. Тогда, если проект провалится, вас будет сложнее сделать крайним, ведь у вас есть подтверждение.

 

Как руководителю изменить привычку к микроменеджменту у сотрудников

как отказаться от микроменеджмента


Поощряйте инициативу


Это могут быть прибавки, премии, дополнительные выходные, путёвки на отдых и т.д.


Устройте общую встречу


На ней расскажите сотрудникам о компании, её задачах и ценностях. Так они лучше поймут цель своей работы и важность своего мнения.


Настройтесь на диалог


На совещаниях больше задавайте вопросов и избегайте со своей стороны большого количества готовых ответов.


Измените подход к постановке задач


Рассказывайте не о способах решения проблемы, а о том, что в целом нужно сделать и зачем это делать. Объясните, что важно учитывать в процессе, но не говорите, как надо выполнять работу.


Учитесь не только раздавать задачи, но и делегировать обязанности


Передайте частичное право влиять на сотрудников, и реализовывать ресурсы компании другим работникам.

 

Когда микроменеджмент полезен


Такая стратегия управления оправдана, если в коллективе есть эти проблемы:

  • Коллектив не вовлечён в рабочий процесс (например, все расслабились после праздников).
  • Появился новичок, который растерян и ему нужны инструкции или наставник.
  • Отдельные сотрудники ведут себя деструктивно по отношению к своим обязанностям или даже саботируют работу.
  • В команде мало генераторов идей и много исполнителей, которые работают только по ТЗ и не умеют принимать самостоятельных решений.

Читайте: Делегируй или умри. Как правильно передавать полномочия