Основатель федеральной сети магазинов настольных игр «Мосигра» и амбассадор предпринимательской премии Правительства Москвы «Прорыв года» – Дмитрий Кибкало, рассказал о первом опыте в бизнесе, миссии, ошибках и дал три совета тем, кто только хочет открыть своё дело.


«Прорыв года» — первая премия Правительства Москвы для предпринимателей, которая проводится в целях поддержки малого и среднего бизнеса столицы. Заявки принимаются до 15 апреля.


 

О первом бизнесе

Дмитрий Кибкало и Дмитрий Борисов

Мы запустили «Мосигру» вдвоём с другом, Димой Борисовым. История простая: в детстве я с отцом играл в одну самодельную настольную игру. Став взрослым, я обнаружил, что она мало кому известна. В какой-то момент у меня были свободные деньги, и я решил эту настолку изготовить. Тогда ради одной штуки пришлось заказать тираж из сотни.

Превращать эту затею в коммерческую историю планов не было. Я подарил игру папе и нескольким друзьям — осталось много коробок. В это время Дима Борисов сидел без работы, и мы решили эти коробки продать, чтобы отбить деньги. Магазины игру не брали: себестоимость была немаленькая. Поэтому мы сделали свой интернет-магазин, потом открыли первую точку, и понеслось.


Я очень благодарен моему партнёру за то, что он запрыгнул со мной в этот корабль.


Мы с Димой очень хорошо друг друга дополняем по человеческим и бизнесовым качествам. Не случайно статистика говорит, что чаще всего выживают компании, в которых два основателя.

«Мосигра» в этом смысле — мой первый большой бизнес-опыт, который привёл к существенному результату. Но были и другие проекты. Взлетели из них не все. Например, из самого первого бизнеса, ради которого я даже продал машину, я выскочил на раннем этапе, не поверив, что идея полетит!

Ребята, вместе с которыми я начинал тогда работать, впоследствии добились успеха. Но тогда мне казалось, что перспектив у проекта нет, поэтому я ушёл из команды, так и не получив полезного опыта.

Сейчас есть ещё несколько бизнес-проектов, в которых я участвую как учредитель или ментор.

 

О миссии

Дмитрий Кибкало в пальто

Изначально я не собирался делать бизнес. Но когда такая идея появилась, нам было важно создать эффективно работающую систему, которая бы генерировала деньги. Цель любого бизнеса – быть прибыльным. Но не только. У нас было большое желание развивать общее дело, работать вместе, добиваться амбициозных целей.

За 10 лет мы увеличили рынок в несколько раз. Смогли заявить о себе за рубежом: в любом магазине Barnes&Noble можно найти игру с нашим логотипом.


Начинали с интернет-магазина, написанного на коленке, а сейчас «Мосигра» – это крупнейшая розничная сеть из 75 магазинов. 


Мы работаем вместе уже 10 лет, и я могу сказать, что работать в команде единомышленников – это огромное счастье. Я рад, что удалось привлечь в «Мосигру» многих моих друзей.

Ещё очень важно, что мы делаем социально значимый бизнес, потому что я глубоко убеждён, что настольные игры — это хорошо. Они несут много пользы, возвращают нас в круг живого общения, отвлекая от гаджетов, дают чистые эмоции. Осознание этой миссии очень мотивирует.

 

Об ошибках

кибкало

За всю историю «Мосигры» мы наступили на много граблей. Например, как-то раз мы влетели в кассовый разрыв. У компании не хватило денег заплатить поставщикам за товар по неприятному стечению обстоятельств: закрыли старый кредит, а новый нам не дали. Сезон был провален, так как не получилось накопить товара.

Но в результате мы оптимизировали всю работу с финансами, настроили сотрудничество с несколькими банками, познакомились с кредитованием у частников — в общем, сейчас та история уже не кажется трудной проблемой. Мы научились многим вещам.


Далеко не сразу получилось освоиться в регионах. Мы быстро развивались в столице и думали, что в других городах с лёгкостью повторим успех.


Вложили сразу много денег, открыли кучу магазинов, но оказалось жители регионов не готовы покупать настолки по тем же ценам, что москвичи. Выручка до московской не дотягивала, при этом на зарплаты персоналу и аренду помещений в то время денег мы не жалели.

В итоге часть магазинов пришлось закрыть. Перенастроив процессы и сделав нашу франшизу более привлекательной для предпринимателей, мы смогли запуститься повторно более успешно.

Моё отношение к ошибкам такое: ошибки – это платное обучение. Главное, сделать вывод и в следующий раз не забыть использовать этот полезный опыт.

 

О России и предпринимательстве

Дмитрий Кибкало стоит на улице

Приспособлена ли Россия для бизнеса? Трудно определить, что значит «приспособленная для бизнеса страна». Россия такая, какая есть. Ты можешь делать бизнес, можешь не делать. Сложно ли? Ну, бывает, что сложно. Можно ли в другом месте делать это проще? Я не знаю.


Из того, что я видел в России, могу сказать, что здесь очень много свободных ниш.


Поэтому какие-либо сложности, связанные с несовершенством законодательной базы или кризисом в экономике, — возможно, компенсируются низким уровнем конкуренции.

Я не могу сказать, что чувствую давление от государства. Скорее, я наблюдаю несовершенство многих подходов, законов, норм, которые точно требуют переработки. Надеюсь, это изменится.

Что касается общества, то бизнес развивается тогда, когда он приносит пользу людям. В противном случае действительно появляется давление.

 

О деньгах

портрет дмитрия кибкало

У меня постоянно меняется отношение к деньгам. Понятно, что деньги — это ресурс. Вопрос в том, на что их потратить. В разные моменты жизни можно ответить на эти вопросы по-разному.


Сейчас я придерживаюсь мнения, что деньги нужны для того, чтобы реализовывать мечты и улучшить жизнь — свою и близких людей.


В какой-то момент деньги нужно возвращать обществу, которое дало тебе возможность эти деньги заработать. В то же время мне видится не очень корректным говорить человеку, как ему тратить деньги. Я, пожалуй, против показного потребительства. Однако свобода распоряжаться заработанным есть у каждого.

 

О нише

Дмитрий Кибкало с кофе в руках

Люди любят игры, потому увлекаться игрой — естественный процесс. Мы с самого детства играем. Через игры очень много чему учимся. Игра — это универсальный инструмент получения информации и тренировки разных навыков. Она позволяет моделировать ситуации и «прощупывать» свои линии поведения без особых рисков и потерь.


Ниша настольных игр подвернулась мне случайно. Не самая большая, не самая прибыльная, но развиваться есть куда.


По сравнению с западным рынком, российский рынок ещё в самом начале своего развития.

Выбранная ниша должна соответствовать ряду параметров. Бизнес — это игра в долгую. Дело, которым ты будешь заниматься 5, 10 или 15 лет, а то и всю жизнь. Поэтому ниша должна быть ёмкой не только в момент, когда ты на старте, но и через 10 лет.

И ещё: выбирать лучше то, что тебя драйвит, потому что в какой-то момент может захотеться всё бросить, и помочь сможет только энтузиазм и увлечённость темой. Нужно заниматься тем, что реально доставляет удовольствие.

 

О франшизе

Дмитрий Кибкало основатель Мосигры

Сейчас в сети «Мосигра» 75 магазинов в 28 городах России и СНГ, 41 из них открыт по франшизе.

Франчайзи (покупатель франшизы) на самом деле покупает более высокую вероятность успеха бизнеса, но за это он должен расплачиваться частью прибыли и взять на себя ряд ограничений.


Иногда лучше развивать собственный бизнес. Например, если у тебя есть такая идея, которой ещё ни у кого не было.


Если ты точно не готов никого слушать и никому уступать в вопросах ведения бизнеса, то уживаться в условиях франшизы вообще нелегко.

По идее выигрывают обе стороны. Франчайзеру выгодно открывать новые точки, потому что тем самым он развивает свою сеть за чужие деньги и чужими «мотивированными» руками.

Одно дело, когда я в незнакомом городе пытаюсь найти директора и продавцов магазина. Другое — если за эту задачу возьмётся франчайзи, который в этом городе живёт: у него есть все нужные связи, есть мотивация отбить вложения, и он сам находится непосредственно в том месте, откуда удобнее всего решать все вопросы.

На мой взгляд, франчайзинг в России сейчас очень активно развивается, появляется много предложений с хорошо проработанной финансовой моделью, технологичной составляющей. Я был на выставке франшиз в Париже и отметил для себя, что многие российские франшизы выглядят более зрелыми на фоне участников из других стран. Это здорово.

 

3 совета начинающим предпринимателям


• Первое, что нужно понять: в бизнесе можно ошибаться, и ошибка — это не конец, а платное обучение. Важно правильно делать выводы, фиксировать свой опыт, не повторять косяков и продолжать работать. Не стоит начинать своё дело на последние деньги, потому что всегда что-то может пойти не по плану.

• Очень важно ставить такие цели, которые будут достаточно амбициозны, чтобы давать энергию для движения вперёд. Легко поставить себе цель зарабатывать 100 рублей в день, только такая цель нисколько не мотивирует. Зарабатывать 10 миллионов в день — крутая цель, но с ходу не очень понятно, как я её достичь. Нужно найти баланс, чтобы и энергия была, и путь был ясен.

• С самого первого дня нужно уделять много времени IT и финансам, потому что всё-таки бизнес — это про числа и измерения. Я понял это не сразу, через боль, а ведь её можно избежать.


Читайте: Первая Московская премия для малого и среднего бизнеса «Прорыв года» собирает конкурсантов