Самозанятость в качестве экспериментального налогового режима используется в России уже 5 лет. За это время её выбрали больше 5 млн человек. Она позволяет легально оказывать услуги и платить всего 4 или 6% в виде налога. Эксперты финансового портала Выберу.ру составили пошаговую инструкцию по оформлению самозанятости.

 

Что нужно, чтобы оформить самозанятость


Перед тем как оформить самозанятость, соберите документы:

 
  • Паспорт.
  • ИНН (при отсутствии паспорта РФ).

Зарегистрироваться в качестве самозанятого могут:

  • Россияне.
  • Армяне.
  • Белорусы.
  • Казахстанцы.
  • Киргизы.
  • Украинцы.

Расчётный счёт в банке не нужен, его могут открыть только самозанятым в статусе ИП. Деньги можно принимать на существующую дебетовую либо кредитную карту или открыть новую. Подойдёт и накопительный счёт.

Вы вправе обратиться в любой банк и поменять его, когда захотите. Можно одновременно числиться как самозанятый в двух и более банках, принимать оплату на разные карты и счета, но налог нужно платить через один банк.

После оформления физлицо сможет работать легально и отчитываться перед налоговой о поступлениях. Есть и другие преференции – например, банковские кредиты для бизнеса и микрозаймы от государственных МФО с низкими ставками. Стандартные интернет-займы самозанятым будут доступны на общих условиях – как всем физлицам.

 

Способы оформления самозанятости


Для получения нового статуса не надо никуда ходить, так как можно оформить самозанятость онлайн.

Через «Мой Налог»

Это специальное приложение, его можно скачать на смартфон в Google Play и App Store или использовать веб-версию. Регистрация возможна несколькими способами:

  • По номеру паспорта.
  • Через личный кабинет физлица.
  • Через подтверждённую учётную запись на Госуслугах.

В первом случае манипуляций больше – нужно получить код на телефон, отправить скан паспорта, загрузить своё фото. Оформить самозанятость через Госуслуги или личный кабинет можно без прохождения идентификации.

Также оформить самозанятость в России можно в банках, например:

  • Сбербанк
  • Тинькофф
  • Альфа-Банк
  • Райффайзенбанк
  • МТС Банк и др

Как самостоятельно оформить самозанятость на примере банка Тинькофф:

1. В мобильном приложении. С главной страницы перейдите в «Открыть новый продукт» – «Самозанятость» – «Оформить самозанятость».

2. В личном кабинете. В профиле выберите «Управление профилем» – «Самозанятость». Укажите свой регион, тип деятельности, ИНН (если нет российского паспорта). Нажмите «Зарегистрироваться».

Другие данные – ФИО, номер карты, телефон – не нужны. Сведения о действующих клиентах есть в базе, банк самостоятельно отправит заявку в налоговые органы. Её рассматривают около 10 минут и дают ответ о присвоении нового статуса. Если будет отказ, банк пришлёт его в виде СМС на телефон и продублирует письмом на электронную почту. О причинах отказа, плюсах, минусах и других нюансах самозанятости читайте в другой нашей статье.

Как оформить самозанятость через Госуслуги – пошаговая инструкция:

  • Войдите на сайт, используя свою учётную запись.
  • Нажмите «Регистрация в качестве самозанятого».
  • Подтвердите ИНН и паспортные данные.
  • Укажите регион.
  • Отправьте форму.

Налоговой отведено 5 дней на проверку. Бумажное подтверждение нового статуса не выдаётся, но справку о регистрации можно скачать из приложения «Мой налог» и распечатать. Она подписана электронной подписью и имеет ту же юридическую силу, что и обычный документ.

 

Переход на самозанятость с другого налогового режима


Индивидуальные предприниматели – тоже физлица и могу становиться самозанятыми. Для перехода на этот режим надо:

  • Скачать «Мой налог».
  • Зарегистрироваться по паспорту, через учётную запись на Госуслугах или через банк.
  • Отказаться от прежнего налогового режима (совмещать их с самозанятостью запрещено).

При переходе с ЕСХН или УСН не позднее 30 дней подайте уведомление в налоговую о смене статуса. От патента можно досрочно отказаться, но тоже нужно подать уведомление.

Стать самозанятым предприниматель может и сразу после регистрации – выбрать этот режим первым. Если на момент регистрации в качестве ИП у физлица уже есть самозанятость, режим НПД будет назначен автоматически.


ЧитайтеЧто такое контрольный пакет акций