Компании, которые меняют мир
Организаций, использующих прибыль, чтобы помогать планете и решать общие проблемы, больше, чем кажется. Вот список из 10 предприятий, которые реализовали важные для людей проекты. Они направили ресурсы на развитие экономики, энергетики, экологии, безопасности и инфраструктуры. Это компании, которые меняют мир в лучшую сторону.
1. Reliance JIO [телекоммуникации]
В 2016 году ООН провозгласила доступ к интернету одним из основных прав человека. В том же году в Индии появилась телекоммуникационная компания Reliance JIO, которая заслуживает уважения за отстаивание этого права.
Индия – вторая по числу населения страна мира, и два года назад в ней была очень плохая ситуация с мобильной связью. Все сети работали в 2G, а пользователям приходилось платить больше 200 рупий ($2,88) за 1 Гб интернет-трафика. Операторы просто не хотели вкладываться в развитие сетей из-за плохой инфраструктуры в трущобах и сельской местности. Поэтому при населении в 1,3 млрд человек количество абонентов составляло лишь 153 млн.
Reliance JIO совершили на рынке мобильной связи в Индии не революцию, а рывок в будущее. Компания потратила миллиарды на создание сети 4G, сделала звонки практически бесплатными, снизила стоимость 1 Гб трафика до $0,04 и начала продажи сверхдешевого смартфона. Она по праву попадает в рейтинг про компании, которые меняют мир. Благодаря ей за 22 месяца удалось набрать аудиторию из 215 млн абонентов.
2. Merck [фармацевтика]
Merck – старейшая фармацевтическая и биологическая компания в мире. Она до сих пор носит имя своего основателя Фридриха Якоба Мерка, открывшего семейную аптеку в Дармштадте в 1668 году. Сейчас дочерние предприятия Merck есть в Индии, Великобритании, Канаде, Испании, а рыночная капитализация корпорации составляет $198 млрд.
В 2014 году компания в сотрудничестве с канадским агентством общественного здравоохранения и NewLink Genetics начала разработку вакцины против вируса Эболы. Создание V920 потребовало нескольких месяцев и, к сожалению, когда результат был достигнут, лихорадка унесла тысячи жизней в Западной Африке.
Но труд специалистов Merck не пропал даром. В начале 2018 года вспышка Эболы вновь была зарегистрирована в Демократической Республике Конго. Компания направила в ВОЗ почти 13 000 дозировок, пригодившихся для вакцинации 3 300 человек. По данным министерства здравоохранения ДРК, ни один вакцинированный пациент не заболел лихорадкой. Merck также помогла погасить вторую вспышку, которая произошла в августе.
3. Bank of America [банковская сфера]
Компании, которые меняют мир и хотят сделать его лучше, должны заниматься экологией. Поэтому главный банк США направил часть своих возможностей в эту сторону. Американский финансовый конгломерат является мировым лидером по поддержке «зелёных облигаций». Это долговые ценные бумаги, выпускаемые для инвестирования в проекты, связанные с охраной окружающей среды. Ещё в 2007 году, несмотря на финансовый кризис, компания взяла на себя обязательство кредитовать, инвестировать и иными способами привлечь $20 млрд для низкоуглеродной экономики.
С тех пор к обязательству было добавлено $125 млрд, а более $96 млрд – пошли на самые разные цели, помогающие экономике: от возведения «зелёных» небоскрёбов в Манхэттене до чистки кухонных плит в Кении.
Bank of America фактически запустили новую концепцию на рынке, благодаря которой «зелёные облигации» стали выпускать другие крупные игроки: Apple, Southern Co., Commonwealth of Massachusetts.
Это не первый случай, когда решение бренда становится призывом к действию для остальных. BofA был первым банком, который привязал пластиковую карточку к счёту, что открыло огромные перспективы для развития финансового обслуживания. И, кстати, именно из-под крыла этой корпорации отделилась ассоциация National Bank America Card, которую мы все знаем как VISA.
4. Inditex [ритейл]
Inditex – испанская компания, во владении которой находится несколько розничных сетей, продающих одежду. Изначально это были магазины Zara, но сейчас объединение включает в себя Pull&Bear, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius, Oysho, Uterque. Рыночная капитализация ITX сейчас составляет $68 млрд, а акционерам выплачиваются дивиденды 3,39%. Общее число магазинов в 88 странах превышает 6 700.
Inditex поддерживает авторитет и покупательский спрос не только за счёт следования моде. Компания акцентирует внимание на безопасности труда и отдаёт предпочтение поставщикам, которые готовы её повышать. В 2012 году 80% продукции брендов ITX производилось в самых современных условиях, а в 2017 – уже 95%.
Кроме того, компания самостоятельно занимается тренингами по безопасности сотрудников. Большое внимание уделяется женщинам (85% персонала) – их учат распознавать половую дискриминацию, отстаивать права и доказывать личную значимость.
Следование этическим и трудовым нормам не вредит Inditex в финансовом отношении. Ежегодный рост продаж с 2012 года составляет 7%.
5. Alibaba Group [электронная коммерция и ритейл]
Компании, которые меняют мир не обойдутся без Alibaba Group. Это самая известная китайская корпорация – едва ли можно найти человека, который не слышал о бренде Aliexpress. Сейчас Alibaba выступает главным стратегическим конкурентом Amazon. Правда, гиганты пока не пересекаются на своих рынках, поэтому соперничество не очевидно.
Причина, по которой мы включили Alibaba Group в этот список – желание буквально загнать деньги в сельский Китай. В минувшем году популярный картографический сервис, купленный Alibaba, Auto-Navi запустил в провинции Хэнань функцию «Карта снижения уровня бедности». Она предназначена для стимуляции однодневных путешествий в отдалённые сельские населённые пункты. Сервис отмечает доступные услуги, помогая местным ресторанам, автозаправочным станциям и магазинам привлекать клиентов, а также наращивать присутствие в интернете.
О том, что Alibaba Group занимается проектами с перспективой на десятилетия, известно давно. Так, в 2017 году Джек Ма объявлял о создании подразделения DAMO Academy (Discovery, Adventure, Momentum, Outlook) – академии с исследовательскими лабораториями. Планируется, что она просуществует не меньше 85 лет и будет работать совместно с ведущими университетами и институтами мира. Ключевые направления – квантовые вычисления, искусственный интеллект, машинное обучение и, конечно, анализ больших данных. Сейчас в холдинге уже работает 25 тысяч инженеров и учёных.
В самой компании искусственный интеллект используется порядка трёх лет. В его функции пока что входит обработка запросов клиентов (часть из них выполняется на 100%) и улучшение логистики.
6. Kroger [розничные продажи]
Это американская сеть супермаркетов, основанная в 1883 году в штате Огайо. Она является вторым по размеру розничным продавцом на рынке США после Wal-Mart. Сеть включает множество брендов как работающих в отдельных направлениях, так и действующих в формате супер- и гипермаркетов.
Для соперничества с конкурентами-гигантами в виде Wal-Mart и Amazon, Kroger работает над персонализацией цифрового опыта клиентов. Простыми словами, это значит, что покупатели будут получать индивидуальные предложения с рецептами и готовыми блюдами, учитывая их продуктовые предпочтения. Летом 2018 года сеть объединилась с Nuro для запуска сервиса автономной доставки покупок. Nuro основана инженерами, ранее работавшими в Waymo (производитель технологии для беспилотных автомобилей). Это говорит о том, что электромобильная часть проекта в хороших руках.
Ещё Kroger принимает меры в борьбе против дефицита питания. Известно, что почти половина производимых в США продуктов выбрасывается, и при этом 40 млн жителей страны остаются голодными. Компания стремится изменить эту ситуацию за счёт оптимизации устранения внутренних отходов и пожертвований в партнёрстве с Feeding America. В 2017 году их помощь составила около $325 млн. Цель на 2025 год — $3 млрд.
7. Xylem [промышленное оборудование]
Xylem – один из крупнейших поставщиков оборудования для водоснабжения и водоотведения в мире. Он выпускает продукцию для жилых, коммерческих, промышленных объектов, а также инвестирует в разработку инновационных решений для водных ресурсов. Xylem справедливо входит в этот список про компании, которые меняют мир.
Заявленная миссия бренда крайне актуальна – решить проблему воды. Считается, что к 2025 году примерно 1,8 млрд человек (25% населения Земли) будут жить в засушливых районах. Поэтому Xylem работает над внедрением «умной инфраструктуры» и планирует не только покрыть планету сетью водопроводов, а внедрить технологию с сенсорным управлением, которая уменьшит потерю ресурса (а это до 60% от общего объёма в развивающихся странах).
Разработки Xylem также касаются более эффективной очистки сточных вод. Они помогут городам справляться с наводнениями и иными происшествиями, спровоцированными изменением климата.
Xylem участвует в решении и менее глобальных проблем. Технические эксперты компании сделали насосную систему, которая применялась в освобождении детской футбольной команды, оказавшейся затопленной в таиландской пещере.
8. ABB [промышленное оборудование]
ABB – международная компания из Швейцарии, которая специализируется на электротехнике, энергетическом машиностроении и информационных технологиях. Она основана в 1988 году в результате слияния Brown, Boveri & Cie и ASEA. Представительства компании работают в более 100 странах мира, а производственные мощности располагаются в Европе, Азии, Южной Америке и России.
Несколько технологических рывков ABB пришлись на 2014 год:
• Разработан YuMi – первый промышленный робот, предназначенный для совместной работы с человеком при сборке электронных компонентов.
• Разработана HVDC – высоковольтная кабельная система постоянного тока. Она увеличивает мощность передачи электричества до 2 600 МВТ (почти в 2 раза выше, чем было возможно раньше). А при подземной или подводной прокладке кабелей удается передавать энергию на расстояние до 1 500 км.
Другое важное изобретение компании – технология распределительного устройства, где не используется гексафторид серы. Она поможет наладить высоковольтное электроснабжение, при котором не вырабатывается парниковый газ.
Ещё ABB содействует переходу людей от топливных машин к электромобилям. Компания уже установила более 7 000 зарядочных станций по всему миру. По примерным подсчётам, это позволило сэкономить до 2 млн галлон бензина за последние семь лет.
9. Weight Watchers International [услуги для бизнеса]
WTW – компания, которая предлагает людям системы питания, управляет онлайн-сервисами контроля за весом, а также продаёт продукты под собственными брендами. Большую популярность ей принесло движение «худеем сообща», которое объединяет людей, борющихся с избыточной массой тела.
В компании трудится 10 000 лидеров-инструкторов, которые проводят встречи с людьми, желающими похудеть. Не менее половины выручки бренд получает именно от них. Примерно четверть дохода – продажи онлайн.
На этот момент «весонаблюдатели» работают только в Северной Америке, Великобритании и континентальной Европе.
В мире есть десятки стран, в которых от ожирения страдает не меньше 20% населения. Это серьёзная проблема, которую понимает Weight Watchers International. Компания построила бизнес стоимостью $1,3 млрд на борьбе с ожирением, формировании правильных пищевых привычек и мотивации к здоровому образу жизни.
Важной частью работы WTW является борьба со стигматизацией, которая удерживает мужчин от программ по снижению веса. В частности, для их популяризации бренд привлекает известных спикеров, например, DJ Khaled.
10. Hughes Network Systems [сетевые коммуникации]
Компании, которые меняют мир и заключительная позиция рейтинга. Hughes Network Systems – лидер по разработке и производству оборудования для широкополосных спутниковых систем как для частного, так и для корпоративного рынка.
Когда в 2017 году ураган Мария обрушился на Пуэрто-Рико, коммуникационная инфраструктура острова была сильно повреждена. В сотрудничестве с Disaster Relief, Support Hughes наладили сеть, которая содействовала организации спасательной операции и координации действий врачей. Благодаря этому люди получили помощь во всех пострадавших и отрезанных от мира районах острова.
Читайте: 15 изобретений, которые действительно делают жизнь лучше