Чем бы ни занимался человек, мир диктует ему делать из себя личный бренд. Мы ведём Instagram, обсуждаем новости в Facebook, общаемся с подписчиками и стараемся сделать свою жизнь в социальных сетях интересней. Это формирует образ даже для тех, с кем мы не знакомы.

 

Что такое личный бренд

Илон Маск

Илон Маск, основатель компании Tesla и SpaceX.

Это инструмент маркетинга, который связан с работой человека – его портрет среди потенциальных клиентов. Личный бренд говорит не о характере, гражданской позиции или биографии (хотя, формируется ими), а о продукте, который вы делаете. Как и в корпоративной культуре, он создаёт историю, эмоцию и атмосферу.

 

Например, SpaceX – не просто космическая компания, а символ инженерных амбиций. Основатель SpaceX Илон Маск – яркий пример сильного личного бренда. Своими идеями он заслужил статус самого романтичного инженера-бизнесмена в мире. Всё что он предлагает – Tesla, SpaceX, PayPal – интересно аудитории.

В некотором смысле личный бренд есть у каждого. Просто у многих он слабый. Если друг советует вас знакомым как хорошего свадебного фотографа или фитнес-тренера – вы уже бренд. Небольшой, но авторитетный.

 

Зачем нужен личный бренд

выбор специалиста

Он подталкивает людей защищать Telegram, выстраиваться в очереди за новыми iPhone, покупать футболки с фамилией Ronaldo (независимо от клубной эмблемы) и массово идти в кино на Леонардо Ди Каприо.

Многие личные бренды не разрабатываются специально, а формируются сами. В некоторых сферах без этого вообще не обойтись, например, в массовой культуре или спорте.

Намеренно темой персонального брендинга чаще интересуются малые предприниматели, коучи или самозанятые. Сначала они развивают и закрепляют экспертность, а потом используют её, чтобы выделиться на фоне конкурентов.

Когда все умеют делать качественный продукт, потребитель будет опираться на эмоции, которые вызывает у него бренд. Поэтому известные, но средние специалисты становятся востребованнее малоизвестных экспертов высшего класса.

 

История личного бренда

генри форд за рулем своего квадроцикла

Генри Форд за рулем своего квадроцикла.

Впервые этот тезис сформировал Наполеон Хилл в книге «Думай и богатей» (1937). Сейчас тема популярна, потому что социальные сети и медиа сильно интегрировались в жизнь. Авторитет личности в онлайн вызывает доверия больше, чем в реальном мире.

Но личные бренды существовали и раньше, когда информационное пространство было совсем другим. Например: в США – Никола Тесла, Генри Форд, в России – Михаил Ломоносов, Павел Третьяков.

Любой писатель или художник, признанный при жизни, тоже пример: Леонардо да Винчи, Моцарт, Александр Пушкин, Иван Айвазовский. Конечно, они не использовали своё имя для маркетинга, но точно могли бы сделать это сейчас.

вывеска Елисеевского магазина

Отделение Елисеевского магазина.

Личный брендинг был сильно развит в Российской Империи. Почти каждое предприятие или торговая лавка назывались в честь владельца:

  • Елисеевский магазин – был открыт купцом Григорием Елисеевым, а потом стал популярен за роскошные интерьеры и экзотические товары.
  • «Смирновъ» – водочное производство, основанное Петром Арсеньевичем Смирновым.
  • «Абрикосов и сыновья» – кондитерская компания в царской России.
  • «Яйца Фаберже» – украшения российского ювелира Карла Фаберже.

После революции 1917 года всё прекратилось – в СССР была запрещена коммерция. Но и в этой среде рождались личные бренды. Например, авиаконструкторы Андрей Туполев (делал самолёты серии ТУ) и Павел Сухой (делал самолёты серии СУ).

 

Примеры лучших личных брендов

Уолт Дисней

Уолт Дисней позирует для фото с Микки Маусом.

Личный бренд – это лидер, способный вести за собой аудиторию. Если завтра Павел Дуров станет продавать умные кофеварки, а Илон Маск – здоровое питание, эти продукты будут интересны.


Билл Гейтс


Гейтс давно не руководит Microsoft, но стойко ассоциируется с этой компанией. Он образ технологической революции конца XX века.


Стив Джобс


Он не изобрёл смартфоны в одиночку, но сделал так, что Apple стали флагманами индустрии. Джобс – «отец цифровой революции». Его образ соткан из сильного характера, харизматичности, простоты и аскетизма.

Стив Джобс ушёл из жизни в 2011 году, но до сих пор первым приходит на ум, если подумать о лидерах IT-сферы.


Уолт Дисней


Этот американский художник-мультипликатор и обладатель 26 «оскаров» создал мультимедийную империю. Продукты его студии The Walt Disney Company по умолчанию претендуют на звание хитов мирового проката.


Бэнкси


Один из крутейших примеров. Никто точно не знает, как выглядит этот андеграундовый художник, но о его перформансах говорит весь мир.

 

Известные личные бренды в России

Евгений Касперский

Евгений Касперский, основатель и генеральный директор «Лаборатории Касперского».


Олег Тиньков


Тиньков часто использует своё имя в маркетинге. Прежние успешные проекты он закрывал или продавал, но с «Тинькофф-Банком», похоже, всё надолго.


Сергей Галицкий


Имеет сразу два сильных личных бренда. Один – в бизнесе, как основатель сети супермаркетов «Магнит». Второй – в спорте, как владелец футбольного клуба «Краснодар».


Евгений Касперский


Человек-синоним компьютерной безопасности. Антивирусные продукты Kaspersky популярны везде, а Евгений Валентинович – ведущий специалист в IT-сфере.


Борис Александров


Мало кто знает о заслугах президента «Ростагроэкспорта», но «Б.Ю. Александров» – известная марка глазированных сырков для каждого.


Артемий Лебедев


Дизайнер вся Руси, магистр мата, блогер и основатель одноимённой студии дизайна. Говорят, Лебедев стал писать в интернете, ещё до того, как он появился.

 

Модели и правила личного бренда

Конор МакГрегор с виски

Конор МакГрегор рекламирует свой виски во время пресс-конференции.

Есть три архетипа личного бренда: эксперт, свой человек, человек-эпатаж. Они в разной степени включают в себя три составляющие: экспертность, репутацию и популярность.

Без одного из этих факторов личный бренд построить нельзя: эксперту с хорошей репутацией нужна популярность, а популярному эксперту – репутация в своей среде.


Эксперт:


  • Экспертность: +++
  • Репутация: ++
  • Популярность: +

Эксперт представляет свою профессиональную среду и существует только в ней. Его личная жизнь неизвестна или остаётся без внимания. Такой тип свойственен многим бизнесменам, спортсменам или учёным. Примеры: Илон Маск, Стивен Хокинг, Мария Шарапова.


Свой человек:


  • Экспертность: ++
  • Репутация: ++
  • Популярность: ++

Свой человек тоже эксперт, но эта экспертность тесно связана с жизнью. Такой лидер говорит с широкой аудиторией на одном языке, так же развлекается и отдыхает. Но личное остаётся тайной. В пример можно привести почти любого блогера, Илью Варламова, Юрия Дудя, Алексея Навального.


Человек-эпатаж:


  • Экспертность: +
  • Репутация: ++
  • Популярность: +++

Образ человека-эпатажа построен на хайпе. Скандалы, дерзкие заявления, высказывания в адрес других людей – всё это помогает поддерживать интерес. Яркие примеры: Ксения Собчак, Ким Кардашьян, Михаил Саакашвили, Владимир Жириновский, Конор Макгрегор.

 

Развитие и создание личного бренда

съёмка интервью


1. Выберите область работы и аудиторию


Цель личного бренда – найти и захватить свою аудиторию. Распыляться на широкого потребителя трудно – эти вложения окупаются сложнее. Специализация позволит точнее отслеживать реакцию, получать и давать обратную связь.


2. Продумайте внешний образ и придерживайтесь его


Постоянство стиля не так важно для эспертности или репутации, но поддержит популярность, потому что делает человека узнаваемым.

Создайте образ, который будет честно отражать вашу личность. Прислушивайтесь к себе и не следуйте во всём тенденциям моды.


3. Создайте историю, вокруг которой построен бренд (если её нет)


Почти у каждого личного бренда есть интересная история. Поэтому нельзя игнорировать любопытные этапы вашей биографии.

Конечно, никто не пытается ввязаться в авантюру только ради этого, но даже заурядные достижения можно сделать необычными. Обратитесь к деталям и не забывайте про искренность, которую чувствуют другие.


4. Развивайте свои социальные медиа: блоги, видеоблоги, соцсети. Они нужны для сбора трафика


Определите, в каких социальных сетях и интернет-площадках «обитает» ваша целевая группа, и начните там продвижение. Разберитесь c настройками рекламных кабинетов в Facebook, Instagram или Вконтакте – для этого посмотрите несколько любых видеоуроков на Youtube. После, сделайте 3-5 разных объявления на каждой площадке и запустите рекламу.

Регулярно наполняйте соцсети интересным контентом. Делайте экспертные посты, публикуйте фото или видео своих работ, раздавайте советы подписчикам.


5. Работайте на отраслевых площадках: комментируйте события, пишите статьи, давайте интервью


Отраслевым площадкам и форумам доверяют по двум причинам: на них не публикуются случайные люди, а аудитория разбирается в предмете на хорошем уровне. Создавайте там темы для обсуждения и отвечайте на вопросы.

Пользуйтесь сервисом журналистских запросов pressfeed.ru – сайт, где журналисты ищут экспертов, для интервью или комментариев. Это возможность получить упоминание в СМИ или выступить на телевидении.


6. Заполняйте информационное пространство: ходите на выставки, встречи, конкурсы, конференции


Статья запоминается на информационном уровне, а личная встреча – на эмоциональном. Участие в отраслевых конференциях помогает познакомиться с потенциальными заказчиками, пообщаться с коллегами или узнать новые идеи.


7. Делайте ассоциации с другими


Личные знакомства, место работы или университет – хорошая ассоциация с другими брендами в начале пути.

Люди склонны доверять проверенному и тому, что с этим связано. Новый продукт известной компании по умолчанию получает большой интерес, даже если раньше она такое не выпускала.

Аналогично работают коллаборации. Когда кто-то делает бизнес-проект с Галицким или Тиньковым, он сразу получает кредит доверия.


8. Поддерживайте каждую составляющую личного бренда: популярность, экспертность, репутацию


Разной аудитории нужен разный баланс между репутацией, популярностью и экспертностью. Подтягивайте их относительно друг друга и перепроверяйте «состав». Если вас знает потенциальный потребитель, но не понимает вашей ценности, баланс нарушен.

 

Книги по личному бренду


• «Личный бренд с нуля. Как заполучить признание, популярность, славу, когда ты ничего не знаешь о персональном PR» – Екатерина Кононова.

• «Создайте личный бренд: как находить возможности, развиваться и выделяться» – Юрген Саленбахер.

• «101 способ раскрутки личного бренда. Как сделать себе имя» – Вячеслав Семенчук.

• «Фрипаблисити. Как прокачать личный бренд без бюджета» – Екатерина Иноземцева.


Читайте: Какими качествами нужно обладать, чтобы быть предпринимателем