По подсчётам Startup Genome Report (отчёт по анализу 3 200+ стартапов со всего мира) 97% всех молодых компаний не выстреливает. Причин несколько: продукт не нужен рынку, плохая бизнес-модель, неопытные основатели, слабая команда, преждевременное масштабирование.
Повысить шансы на успех новичкам-предпринимателям помогает покупка франшизы – проверенной и работающей бизнес-модели от опытных брендов.
Чтобы не ошибиться в выборе франшизы мы проанализировали известный каталог готового бизнеса Beboss.ru и выбрали оттуда 30 стоящих предложений, а в начале текста рассказали о важных моментах и терминах этого бизнеса.
Франшиза – это право вести бизнес под конкретным брендом (товарным знаком) и по его бизнес-модели. Это не покупка готового бизнеса, а скорее покупка шаблона, который будет работать сразу.
Например, если вы захотите открыть ресторан, то вам придётся разработать бренд, раскрутить его, потратиться на сайт, найти маркетологов и HR. Франчайзинг помогает «обойти» эти этапы и сразу заняться самим бизнесом – запустить кухню и открыть двери для гостей. Через франчайзинг развиваются многие большие компании: McDonald’s, KFC, «Додо Пицца», 1С, «Лукойл».
Во франчайзинге тот, кто продаёт бизнес-модель, называется франчайзером. А тот, кто её покупает – франчайзи.
Производственная: франчайзи сам делает и продаёт продукцию под товарным знаком и по технологии франчайзера. Объёмы, планы продаж, контроль качества, отчётность регулируются договором.
Товарная: франчайзи продаёт продукцию, сделанную франчайзером или под его торговой маркой. Договор регулирует ассортимент, объёмы, правила продажи товаров.
Сервисная: франчайзи оказывает услуги под маркой и по технологии франчайзера. Договор устанавливает правила поставки оборудования, расходных материалов, рекламных и маркетинговых решений, контроля качества.
Стоимостью франшизы обычно считают паушальный взнос, потому что эта сумма идёт отдельно от инвестиций в запуск. Размер такого взноса регулируется рынком. Общая закономерность – чем больше спрос на франшизу, тем она дороже. На спрос влияют популярность бренда, уровень конкуренции и плюсы, которые получает франчайзи.
Паушальный взнос – только часть стартовых инвестиций. Франчайзи нужно арендовать помещение, закупить оборудование, нанять сотрудников. Всё это увеличивает фактическую цену франшизы. Некоторые франчайзеры включают плату за поддержку и расходы на открытие в паушальный взнос.
Иногда франшизы продаются без паушального взноса или роялти – всё зависит от требований владельца бренда.
Франчайзинг полезен обоим участникам сделки. Она даёт малому бизнесу недостающие ресурсы: информационную поддержку, опыт управления, каналы поставок и сбыта. А франчайзер таким образом расширяет свою сеть, получает прибыль, сосредотачивается на управлении и развитии новых продуктов.
Открывает наш список франшиз проект «Этажи» – агентство недвижимости с офисами в 103 городах из 6 стран мира. Компания расширяется по принципу «1 город – 1 партнёр», предлагает обучение, HR, свою IT-систему и маркетинг. «Этажи» дают две бизнес-модели – для новых и уже действующих агентств – и бизнес-планы в соответствии с размером города.
«Стоп Кредит» защищает права заёмщиков перед кредиторами и помогает физическим лицам оформлять банкротство. Компания планирует к 2023 году открыть филиалы во всех регионах России, Белоруссии и Казахстана, так что особенно рада франчайзи из «свободных» регионов.
Coffee Way – сеть кофейных баров с 43 своими и 189 партнёрскими точками. Компания проводит для потенциальных партнёров экскурсии по барам, знакомит с командой: можно приехать на встречу в Липецк (центральный офис) или поучаствовать в скайп-конференции.
«Полиглотики» – международные языковые центры для детей от 1 до 18 лет. Сеть использует свои методики обучения английскому, немецкому, французскому, русскому, испанскому и китайскому языку. В зависимости от возраста ученики «Полиглотики» готовятся к начальным классам, ходят в разговорные, литературные клубы, театральные студии, занимаются наукой и математикой – и всё это на иностранных языках.
Pedant.ru – одна из самых известных франшиз 2019 года в России. Это сеть центров по ремонту и обслуживанию смартфонов. Она работает в 122 городах России, и планирует к концу 2020 года открыть 900 филиалов. Помимо роялти, партнёры платят франчайзеру 8%-ый маркетинговый сбор.
Туристические агентства «Слетать.ру» работают в России, Казахстане и Белоруссии. Партнёры сети получают юридическую и маркетинговую помощь, повышенную комиссию от туроператоров, наработанную целевую аудиторию в 185 городах. Агентство по франшизе можно открыть в виде отдельного офиса или «островка» в ТЦ.
СДЭК – популярная франшиза – сервис доставки грузов, посылок и документов по России и миру. Компания использует франчайзинг для расширения зоны присутствия, а сама занимается менеджментом и совершенствованием логистики. СДЭК подключает партнёров из России, СНГ, США, Китая, Турции, Таиланда, Вьетнама и ОАЭ.
«Суши Лав» – сеть магазинов готовых японских блюд, которая предлагает партнёрам франшизы для небольших и крупных городов. Проекты для городов, в которых уже есть филиалы «Суши Лав», отличаются от тех, где сети ещё нет.
Hobby Games – производитель и издатель настольных игр в России и странах СНГ. В 2016 году Hobby Games обновили франчайзинговую стратегию, освободив партнёров от паушального взноса и роялти. Франчайзи доступны пакеты для открытия магазинов в формате бутиков и «островков» в ТЦ, клубов, street retail.
Amore + Fiori – сеть цветочных салонов в 50 регионах России. Франчайзер предлагает три формата готового бизнеса: стационарный магазин, магазин + школа флористики и стационарный VIP магазин.
Инсталаб – это мобильная лаборатория, которая делает наклейки, магниты, магнитные визитки из фото. В основном, бизнес зарабатывает выездами на свадьбы, детские праздники и корпоративы. Можно открыть стационарную точку в торговом центре, обрабатывать заказы онлайн.
Coffee Like – сеть баров в формате «Кофе с собой», работающая в 140 городах РФ. Компания предлагает бизнес-модель «400/100» – к 4 месяцу работы при 400 000 рублей выручки франчайзи зарабатывает 100 000 рублей прибыли. Своих партнёров Coffee Like обучает онлайн и оффлайн, знакомит с управляющей компанией, поддерживает в маркетинге и юридических вопросах.
«Чемпионика» – одна из самых успешных российских франшиз последних лет. В этой сети открыто больше 650 футбольных школ для детей от 3 лет и своя тренерская академия. В 2019 году Forbes поставил «Чемпионику» на 1 место среди российских франшиз со стартовыми инвестициями до 1 млн рублей.
BORODACH – сеть мужских салонов для бритья и стрижки в России, Белоруссии, Казахстане и Украине. По франчайзингу компания предлагает готовые бизнес-проекты: от разработки дизайна парикмахерских до праздничного открытия. Для повышения маржинальности барбершопов BORODACH сам делает мебель и косметику.
В середине нашего каталога франшиз «Школа Васильевой Л.Л.». Этот проект использует адаптивные технологии для развития памяти, аналитических и систематических навыков. В школе есть методики и программы собственной разработки для учеников всех возрастов: от дошкольников до пенсионеров.
«Шоу профессора Николя» проводит образовательно-развлекательные представления для детей. Франчайзинг предусматривает организацию не только шоу, но и социальных проектов, мастер-классов, продажу брендированных научных игрушек. Каждый франчайзи становится эксклюзивным партнёром в своём городе и населённых пунктах в радиусе 100 км от него.
«Персональное решение» – это услуги разнорабочих и грузчиков в России и СНГ. Клиенты компании: стройки, супермаркеты, склады, фабрики, банки, порты и агропредприятия. Покупатель франшизы получает персональный бизнес-план для его города с прогнозируемой прибылью, обучающие кейсы с алгоритмами продаж.
«Супермен» — сеть мужских парикмахерских с особенным походом. Компания заменила администраторов терминалами самообслуживания и сократила время стрижек до 5-30 минут. Это помогло снизить цену до 200-500 рублей и прочно закрепиться на растущем рынке мужских парикмахерских в сегменте эконом.
«Ле’Муррр» – сеть розничных зоомаркетов с 126 собственными и 90 франшизными предприятиями в России. Перевес в сторону своих филиалов говорит, что сеть направлена на здоровое развитие бизнеса, а не заработок за счёт подключения как можно большего числа франчайзи. С начальными инвестициями 700 000 – 1 500 000 рублей «Ле’Муррр» предлагает проекты зоомаркетов в формате «Мини» и «Стандарт» – для открытия в ТЦ, прикассовых зонах гипермаркетов, стрит-ритейла.
SAST Group – сеть call-центров по продаже банковских продуктов и одна из самых дешёвых франшиз нашего рейтинга. Партнёры SAST – это посредники между банками и клиентами, которые зарабатывают на продажах.
«ЁМАЁ» – марка детской одежды российского производства. Компания даёт несколько вариантов работы: оптовые закупки, киоск, «островок», бутик и интернет-магазин. Паушального взноса и роялти нет, поэтому отношения с партнёрами выстроены в формате «поставщик – продавец», а не «франчайзер – франчайзи».
Laro Power – производитель универсальных зарядок для смартфонов. Франчайзинг предлагает несколько вариантов бизнеса: сдача станций в аренду с фиксированной оплатой, установка платных станций в офисах, продажа станций, участие в выставках.
Gelateria Plombir – производитель мороженого со своей и франчайзинговой сетью точек продаж. Помимо мороженого в итальянском стиле, они делают вафли, выпечку, коктейли. С инвестициями от 420 000 до 893 000 рублей можно открыть заведение в уличном формате или островок в ТЦ. Компания обещает вернуть паушальный взнос, если разработанная на запуске точки бизнес-модель окажется неэффективной.
Центры Lancman School помогают школьникам и абитуриентам сдавать ЕГЭ и ОГЭ. Сеть не только продаёт франшизу, но и открывает свои офисы, она заинтересована в совокупном развитии бизнеса. Lancman School не откладывает роялти в прибыль, а тратит на технические доработки, онлайн-маркетинг, рекламные акции и помощь партнёрам.
Fast&Shine – это выездные автомойки без воды, работающие в России, СНГ, Сербии, Китае, Израиле и ОАЭ. Клиенты заказывают мойку через общее приложение всего сервиса, поэтому у каждого франчайзи есть заказы с первого дня.
«Мосигра» – магазины настольных игр в России и Узбекистане. Сеть предлагает франчайзи рекламную поддержку, разрабатывает план помещений, помогает открываться в ТЦ или сложных местах. Магазин можно сделать в формате стрит-ритейл или как отдел в торговом центре.
Сеть магазинов товаров для праздников «Весёлая затея» продаёт концепцию и бренд. Но это не традиционный франчайзинг, а партнёрская сеть поставок и продаж. Поэтому роялти, паушальных взносов и комиссионных платежей нет. Только маркетинговый сбор 50 000 при заключении договора.
Tea Funny – модные бары с кофейными и чайными напитками с топпингами. Сеть работает в сегменте общепита, открывает точки на фудкортах ТЦ, у кинотеатров, в парках 85 городов России и СНГ. Для франчайзи разработано 3 пакета: эконом (330 000 ₽), стандарт (670 000 ₽) и стандарт+ (850 000 ₽).
Stardogs – российская сеть по продаже стрит-фуда, работающая с 1993 года. В сети компании 1198 торговых точек партнёров. Франчайзи может выбрать один из нескольких форматов: фудтрак для работы в парках, общественных пространствах, улицах; точка на фудкорте ТЦ; павильон рядом с остановкой транспорта, бизнес-центром.
Stardogs также развивает новое франчайзинговое направление – хот-дог автоматы. Здесь партнёры могут работать совместно с сетью без паушального взноса и роялти.
Роббо Клуб – международная сеть школ программирования, робототехники и 3D-прототипирования. Она использует оборудование своего производства, разрабатывает программы обучения для разных возрастов, обучает специалистов, помогает франчайзи находить локации и покупать оборудование.
Читайте: Делегируй или умри. Как правильно передавать полномочия