Развитие интернет-профессий и фриланса позволяет людям работать там, где они захотят. Они больше не привязаны к одному месту и могут свободно путешествовать и жить в разных странах.

В таких условиях не нужен свой дом, автомобиль или бытовая техника. Всё это можно взять в аренду благодаря шеринговой экономике.


Чтобы разобраться в этой модели, мы рассказали про её базовые принципы и понятия, а потом привели примеры шеринг-компаний, услугами которых уже пользуются многие.

 

Что такое шеринговая экономика

экономика совместного потребления в россии

Шеринг-экономика или экономика совместного потребления (sharing economy) – это бизнес-модель по обмену товарами, транспортом, недвижимостью, знаниями на онлайн-площадках.

Английский глагол to share значит «делиться», а сама модель основана на том, что товары и услуги используются коллективно, на условиях бартера или аренды. Обмениваться можно не только с людьми, но и с крупными компаниями.

Шеринговая экономика – новая культура потребления. Она переосмысляет набор вещей, которые нам нужны, и то, как мы готовы их получить. Проще говоря, зачем покупать машину, когда есть каршеринг.

 

Откуда и почему появилась эта концепция

sharing экономика

Концепцию совместного потребления в 2000-х гг. предложили Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс. В 2010 году идея была признана революционной. Она поменяла социально-экономическую модель общества.

Конечно, этот принцип был и до XXI века. Например, как коллективные хозяйства, где люди работали на общем участке земли. Но тогда это не было частью бизнеса.



Основная идея шеринговой экономики в том, что за аренду платить выгоднее, чем за целую покупку. Вы берёте на время вещи, которыми пользовались другие, а владелец зарабатывает на аренде.


На появление шеринговой экономики повлияло несколько факторов:


Трансформация базовых ценностей. Самое платёжеспособное население планеты – миллениалы и подрастающие зуммеры. Такие люди живут по принципу «здесь и сейчас», а сам факт владения им не важен. Они готовы платить за эмоции, но не за вещи.

Технологии. Интернет связывает потребителей со всего мира и помогает совершать онлайн-сделки, обмениваясь фотографиями товаров.

Мировые проблемы. Многие шеринговые проекты появились после экономического кризиса 2008 года, когда людям пришлось тщательнее следить за своими расходами.

Доступность. Люди обмениваются или арендуют не только ради экономии, а для комфорта или широкого выбора. Шеринг делает жизнь доступнее и проще.

Мобильность. В движении шеринга много активных молодых людей, которые воспринимают частную собственность как громоздкую. Поэтому они пользуются среднесрочной арендой квартир. Это помогает им жить в разных странах и устраивать зимовки в условном Таиланде.

 

Этапы развития


Шеринговая экономика в России и в мире, по исследованию Школы бизнеса ВШЭ, прошла несколько стадий развития:

  • Офлайн-шеринг (секонд-хенд) – обмен и аренда в реальности. К примеру, вы берёте книжку в библиотеке и сдаёте её назад спустя время.
  • Торрент-шеринг – онлайн-раздача файлов по ссылкам. Можно скачивать музыку, книги, фильмы, игры.
  • Uber-шеринг – возможность поделиться ценными материальными благами, но тоже онлайн: от аренды машины до съёма квартиры.
  • Социальный шеринг – аренда социального статуса или комфорта. Вы берёте дорогую вещь вместо того, чтобы долго на неё копить.
  • Осознанный шеринг – продуманный уход от частной собственности. Здесь размываются и статусы, и ценности: человек выстраивает модель потребления так, чтобы исключить посредников.

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2019 году объём шеринг-экономики в России достиг 770 млрд рублей. Лидирует торговля между пользователями. Меньше приходится на рынок фрилансеров, каршеринг и краткосрочную аренду недвижимости.

В ближайшие десять лет экономика совместного потребления в России и других странах продолжит развиваться. Консалтинговая компания PwC считает, что общий объём шеринг-экономики к 2025 году достигнет 335 млрд $.

 

Примеры экономики совместного потребления

примеры шеринговой экономики


Недвижимость


Кратковременная аренда домов и квартир. Такую услугу даёт сервис Airbnb. Он появился в 2008 году, когда молодые дизайнеры из Сан-Франциско решили сдавать в своей квартире надувные матрасы за небольшую плату. Сейчас стоимость бизнеса Airbnb оценивают в $31 млрд. Снимать можно не только квартиры или комнаты, но и шатры, юрты, крыши и т.д. Конкурентов у Airbnb достаточно, например, сервисы HomeAway и Wimdu.

Проживание за общение или небольшие услуги. На Couchsurfing путешественники с 2000 года ищут единомышленников, которые приютят у себя в обмен на вкусный обед или весёлые истории. Ещё один вариант – хаусситинг – уход за домом и проживание, когда в нём нет хозяев.

Коливинг. Это сообщество по интересам или новый формат коммуналки, где живут молодые специалисты или творческие люди. В Америке есть сеть коливингов WeLive, Common, в Европе и Азии – Roam. В России эта идея ещё не сильно прижилась, но в Петербурге есть сообщество вегетарианцев – Triglinki, а в Москве проект Colivium.


Транспорт


Каршеринг. В одной Москве больше десятка сервисов поминутной аренды авто. Самые популярные: «Яндекс.Драйв», «Делимобиль» и YouDrive.

Карпулинг или райдшеринг. В отличие от каршеринга тут вы не берёте напрокат авто, а ищите водителей, которым с вами по пути. Лидирует сервис BlaBlaCar. В мире сайтом пользуется 50 млн пассажиров, и большая их часть – россияне. Для поиска попутчиков на небольшие расстояния по стране или даже городу есть аналогичный проект «Довезу!».

Велошеринг и кикшеринг. Аренда электросамокатов и велосипедов быстро набрала популярность в России. Пользоваться ими очень удобно: вы заходите в приложение, оплачиваете нужное время и потом оставляете свой транспорт на ближайшей станции. Популярные сервисы: «Велобайк», Samocat Sharing, YouDrivelite, «Делисамокат», Lucky Bike и Woosh.

Транспорт премиум-класса. В люксовом сегменте тоже появились онлайн-площадки, где богатые владельцы частных самолётов и яхт готовы дать в аренду свой транспорт. С самолётами работает сервис JetSmarter, а с яхтами – Boatbound.


Офисы


Здесь главную позицию удерживают коворкинги – рабочие пространства для фрилансеров. За денежный депозит посетители получают доступ к wi-fi, рабочее место, офисное оборудование, кофе и т.д. А ещё посетители могут общаться друг с другом и заводить полезные знакомства.


Работа


Помимо разных сервисов фриланса (fl.ru или Kwork), где ищут проектные и постоянные вакансии, появились шеринговые сайты в сфере повседневных услуг. Примеры: YouDo, Profi.ru, Яндекс.Услуги. Там можно найти официанта на праздник, сантехника, репетитора или фитнес-тренера.


Образование


Теперь образовательные курсы можно проходить онлайн бесплатно или за небольшую плату: вам показывают лекции в записи, вы выполняете задания, сдаёте экзамен и получаете сертификат. Среди популярных сервисов: Coursera, «Универсариум», «Лекториум», TED, «Открытое образование».


Еда


В этой сфере в концепцию шеринговой экономики вписывается движение фудшеринг – спасение еды от попадания на свалку. В основном, группы продуктового обмена существуют в пабликах «ВКонтакте» (Москва и Петербург), отдельные сообщества есть у вегетарианцев. В этих же городах есть сервис Eatme, где покупают нераспроданные в ресторанах блюда со скидкой.


Одежда


Секонд-хенды уже считают прошлым веком. Популярность набирают благотворительные магазины, где вы можете не только купить чью-то одежду, но и сдать или обменять свою (как на продажу, так и на переработку).

Пример – магазины фонда «Второе дыхание» в Москве и магазины «Спасибо» в Петербурге. По такому же принципу, но с разными вещами работает проект SVALKA.

Стали проводиться тусовки, где можно обменять свою одежду на вещи другого человека – дресс-кроссинг. Расписание таких мероприятий чаще всего публикуют тематические группы в соцсетях.


Товары


Любые товары б/у можно покупать, а иногда и арендовать на известных «Авито» или «Юле».

Для отдельных товаров в разных странах существуют специальные сервисы. В Китае есть Sharing E Umbrella с прокатом зонтиков, а в Германии компания Conjoule, которая помогает продать излишки электроэнергии, если у вас на участке есть солнечные батареи или ветряки.

Когда вещи надо именно арендовать, можно воспользоваться сайтом Rentmania, «Арендориум» или «Арентер». Здесь часто берут электроинструменты и спортивный инвентарь.


Финансы


Частное кредитование. Кредиты благодаря шерингу превратились в P2P-займы между частными лицами. В России такие сервисы ещё не популярны, но в Европе и США есть Zopa и Kiva, где кредиторы и заёмщики работают по условиям выгоднее банковских.

Краудфандинг. Это поиск частных инвесторов и сбор средств для реализации идей: бизнеса, творческих или благотворительных проектов.

 

Плюсы шеринговой экономики


  • Экономия ресурсов. За аренду товаров или услуг вы платите меньше их полной цены. Не тратите время на поиск и сравнение. Экономите пространство в доме, ведь вещи не скапливаются на балконе или в кладовке, когда они не нужны.
  • Шеринг помогает преодолеть экологический кризис. Мы сокращаем объём вещей, оказывающихся на мусорках, и снижаем экослед в природе.
  • Можно пользоваться уникальными услугами и редкими вещами. Благодаря шерингу вы идёте на авторскую экскурсию по любому городу, снимаете домик на дереве или арендуете транспорт, который не смогли бы купить.
  • Возрождается культура общения. Своему появлению шеринг-экономика обязана интернету, но онлайн-площадки продвигают живую коммуникацию. Так, в коворкинге вы можете встретить единомышленников, а в лице владельца квартиры обрести друга.

 

Минусы шеринговой экономики


  • К организационным минусам share-экономики относят сложности с налоговыми выплатами, государственным регулированием сделок и нарушением авторских прав. Иными словами, экономика совместного потребления буксует на законодательном уровне.
  • Проблема шеринговых площадок – репутация. Непонятно, как проверять честность участников обмена, мониторить качество услуг и товаров. Ответственность за нарушение договора тоже остаётся под вопросом.
  • Чтобы себя обезопасить, платформы хотят завладеть большим объёмом данных. Отсюда минус – риск их утечки. Кроме того, не все хотят раскрывать конфиденциальную информацию (серию паспорта, номер карты) для краткосрочной аренды.

Читайте: Быть готовым: какие сферы затронет цифровизация