Просить о скидке сложно – мы боимся обидеть продавца, показаться жадными и чувствуем себя неуверенно. Поэтому нам проще переплатить и не начинать споры о цене.
Но в желании сэкономить нет ничего плохого. Главное – знать, как правильно торговаться и что говорить, чтобы все оставались довольны сделкой.
Если нужно купить вещь с рук или на ярмарке, приходите туда в конце дня: продавец рад избавиться от оставшихся товаров. Намекните на это словами: «Если скинете в цене, заберу сейчас (или заберу всё)».
Но, когда идёте на восточный рынок или в магазинчик-лавочку, выбирайте первую половину дня. Продавцы ещё не устали и внимательны к первым покупателям, чтобы не испортить настроение и ауру. Скажите: «Думаю, нам обоим будет приятно начать день с хорошей сделки» или «Я же у вас в магазине первый, так что принесу удачу на весь день!».
Никто не поверит, что у вас не хватает денег на покупку, если на запястье Apple Watch. Украшения и одежда рассказывают о статусе всё. По этой же причине не откровенничайте и не говорите, какие покупки вы уже сделали.
Когда планируете крупную покупку, например, дом или машину, найдите баланс в образе. Вы должны выглядеть, как надёжный покупатель (т.е. не бедный студент), но избегать демонстрации дорогих брендов.
Прежде чем торговаться, постарайтесь понять, кто перед вами и на каком уровне идёт торг. Если это наёмный сотрудник, то у него есть минимальный порог цены, и скидка не более 10%. Поэтому нет смысла просить 20%, в этой ситуации вы проиграете. Когда это собственник товара, то размер скидки может доходить и до 30%.
Попросить скидку можно прямо и без всякого повода, например, сказать: «Какие есть скидки?» или: «Как я могу купить это со скидкой?».
У открытых вопросов и вопросов без отрицания больше шансов на успех. Заставьте продавца самому искать ответ и не подсказывайте формулировкой. Не говорите: «А у вас есть акции?», «Нет ли у вас скидки?» и «Можно подешевле?».
Покажите, что вам правда нужна скидка. Так у продавца будет причина помочь. Например, скажите, что это последние деньги или заканчивается лимит на месячные расходы.
Ещё один вариант – сказать, что мечтали подарить кому-то эту вещь, но денег почти не осталось. Если вы делаете покупку заграницей, то можете сослаться на конец отпуска.
Главное, не переборщить с жалостью. Продавцу не нужно знать в подробностях, зачем вам товар. Когда не знаете, как деликатно обрисовать свои обстоятельства, скажите: «Вы меня очень выручите скидкой».
Например, торг для китайцев — отдельное искусство. Когда хотите сбить цену у китайца, надо быть уверенным, что товар нужен. Если назвали цену, а продавец согласился, то, по их правилам, вы обязаны купить.
Красноречивое молчание на вес золота. Главное, изобразить сомнение на лице. Можно протяжно хмыкнуть. Только убедитесь, что поблизости нет других покупателей, а то продавец переключится на них.
Паузы во время торгов кажутся неловкими и заставляют продавцов нервничать. Они думают, что вы не заинтересованы в скидке и не увлечены товаром. Возможно, следующая цифра продавца будет выгоднее. Если он молчит, сделайте очередное предложение.
Скидка может помочь не только клиенту, но и продавцу. Окажите ему такую услугу или убедите в этом. Скажите, что вы оставите отзыв, будете постоянным клиентом или расскажете о магазине друзьям.
Решать проблемы продавца можно, избавляя его от ненужных вещей. Например, покупая крупногабаритную мебель, скажите: «Если дадите скидку, заберу сам сегодня». Это хорошо работает, если вы берёте что-то на «Авито» или «Юле».
Покажите, что тоже думаете о выгоде продавца, сохраняя за ним право на отказ. Войдите в его положение, сказав: «Я понимаю, что вам невыгодно. Если не хотите снижать цену, я пойму. Но мне помогла бы эта скидка в две тысячи». Или другой вариант: «Я не буду настаивать, но вы меня выручите, если сделаете скидку в 20%. Но если нет – ваше право». Так создаётся иллюзия, что решение принял сам продавец, а не вы выпросили скидку.
Избегайте радикальных формулировок: «Я куплю это только со скидкой». Лучше сказать нейтрально и оптимистично: «У меня нет возможности заплатить полную цену, но если вы готовы скинуть 15%, то я куплю сейчас».
Разговор о деньгах – тема деликатная, избегайте нападок. Не увлекайтесь критикой товара («Так себе качество, видно же!»), продавец может обидеться.
Чтобы показать продавцу, что вы с ним заодно, чаще говорите местоимения во множественном числе. Вместо: «Я хочу поговорить о скидке», скажите: «Будет здорово, если мы договоримся о выгодной цене». Это создаст поиск компромисса, а не спора.
Назовите точную цену, которую готовы заплатить. Сухие формулировки по типу: «Такое я не могу себе позволить», звучат абстрактно. Лучше скажите: «Я могу заплатить только 2 тысячи рублей» или «Мне не хватает 1 тысячи для покупки, как мы можем договориться о скидке?».
Говорить цену первым не стоит, потому что вещь не отдадут дешевле, а ещё могут согласиться сразу и закончить торги. Но есть разные стратегии поведения.
Первый вариант – назвать максимально низкую цену, чтобы постепенно дойти до нужного уровня. Но сначала определите порог цены, выше которой не готовы заплатить. Не называйте её. Ведите торги от суммы, которая в два раза меньше суммы продавца. Когда он назовёт цифру, которую вы задумывали, соглашайтесь.
Другая стратегия – начать с предельной суммы, на которую вы согласны, и с каждым разом опускать цену. Это называется агрессивные торги:
Ещё один вариант – ждать предложения, а потом разными аргументами уговаривать снизить цену. Когда продавец несколько раз пойдёт навстречу, назовите нужную сумму самому:
Не показывайте, что товар нужен. Не говорите: «Мне это очень надо», «Я нашла это только у вас», «Нигде такого не видели» и т.д. Но точно так же, не предъявляйте претензии к товару.
Проявите сдержанность и покажите незаинтересованность фразами: «Я пока не решила, нужно ли мне это», «Без обид, но я ещё не уверен». Так вы просто констатируете факты, а не убеждаете.
Покажите нерешительность, например, переминаясь с ноги на ногу, зажимая в руках одну купюру или поглядывая в сторону выхода.
Если эмоции не скрыть, то лучше выражать отношение не к товару, а к цене. Скажите, что вам не по карману или, что дома вас отругают за дорогую покупку.
Скажите: «Придётся пойти смотреть другие варианты». Не бойтесь делать вид, что покидаете магазин и не планируете возвращаться.
Если вам стыдно уходить или не хватает смелости, возьмите с собой друга. Пусть он уговаривает вас пойти дальше. Это смотивирует продавца сделать другое предложение.
Продавцы не любят упускать покупателей. Но если так случилось, может, вам больше повезёт в другом месте. А вернуться за товаром позже, если он реально нужен, никто не помешает.
Читайте: 35 способов, которые научат вас экономить деньги