Ликвидность – термин в экономике, который характеризует способность актива быстро превращаться в деньги без потери стоимости. Простыми словами – это свойство товара, определяющее срок его продажи по рыночной цене. Чем меньше этот срок, тем ликвиднее товар.

Высокая ликвидность означает, что на актив есть большой спрос, поэтому вам не придётся ждать, чтобы продать его. Кроме того, вам не нужно занижать цену, чтобы нашёлся покупатель.

Три основных вида ликвидности:

 
  • Высокая – продать актив можно за один день и быстрее.
  • Средняя – продажа занимает несколько недель.
  • Низкая – месяц и больше.

Примеры ликвидности


Доллары – высоколиквидный актив. Обменять их можно в любое время по цене близкой к рыночной. К этой же категории можно отнести евро. Но при этом не любая валюта в России продаётся быстро. Например, обменять китайский юань или японскую йену на рубли не получится моментально. Не каждый физический обменник способен принять их, и даже не все банковские приложения поддерживают такую опцию обмена.

Автомобиль – среднеликвидный актив. Вряд ли продать машину получится быстро. Потребуется несколько дней, чтобы согласовать все условия с покупателем.

Квартира – низколиквидный актив. В этом случае найти покупателя сложнее, чем в примере с долларами и машиной. На срок продажи недвижимости влияют множество факторов, но даже если покупатель найдётся быстро, оформление сделки всё равно займёт время.

Существуют и неликвидные активы – это бракованные или просроченные товары, которые невозможно продать по рыночной цене. Отдать их можно либо с большой скидкой, либо бесплатно.

Ликвидность измеряют у любого товара или актива. Поэтому её можно применить к разным экономическим или бизнес процессам. Например, ликвидность компании означает насколько быстро она сможет расплатиться по долгам. У неё могут быть текущая, быстрая и абсолютная ликвидности. Первая – способность погасить долг деньгами, вторая – товарами, третья – свободными средствами.

 

Что такое ликвидность акций


Ликвидность – одна из значимых характеристик на бирже, которая показывает спрос на бумагу. Чтобы определить её уровень, обратите внимание на количество сделок (объём торгов), которые инвесторы совершают с акцией. Это можно сделать на сайте Московской биржи, которая публикует список акций и их результаты за торговый день.

список ликвидных акций

Лидеры по объёму сделок и самые высоколиквидные акции – крупнейшие компании российского фондового рынка. Это акции первого эшелона или «голубые фишки»: СберБанк, Газпром, Лукойл, Яндекс и т.д. На их основе также составляют Индекс голубых фишек [MOEXBC], куда входят 15 наиболее торгуемых компании.

Акции с умеренной ликвидностью – компании второго эшелона с капитализацией меньшей, чем у «фишек», например: Черкизово, КАМАЗ, Башнефть. Если сумма сделок по СберБанку за день составляет около 8 млрд рублей, то по Черкизово – 31 млн. Это в 258 раз меньше.

Низколиквидные – акции третьего эшелона. Малоизвестные компании на рынке ценных бумаг, сделки по которым происходят не каждый день или в очень небольших объёмах.

акции с низкой ликвидностью

Чем выше ликвидность, тем меньше спред – разброс цен. Это разница между самой высокой заявкой на покупку акции и самой низкой на её продажу. В каждый момент времени эта величина меняется. Она зависит от того, какую цену выставляют продавцы и покупали.

Например, спред по бумагам Газпрома составляет 1 рубль, а по бумагам Нижнекамскнефтехим – 5 рублей. В первом случае разница между ценой покупки и продажи более узкая и ближе к рыночной. Увидеть разницу можно в биржевом стакане – специальном разделе со списком всех заявок по конкретной ценной бумаге. Доступ к стакану предоставляет брокер через биржевой терминал.

Сравните динамику сделок в стакане по Газпрому [GAZP] и Нижнекамскнефтехиму [NKNC] на видео. Красные – количество продавцов, зелёные – покупателей. По Нижнекамскнефтехиму продавцов больше, чем покупателей, а по Газпрому их примерно одинаковое количество. Здесь спрос удовлетворяет предложение.


Не все начинающие инвесторы обращают внимание на ликвидность и спред, хотя это важные показатели. Особенно когда торгуете не по одной бумаге, а по 50, 100 или больше. Если вы захотите продать сразу много акций, то на ваш объём может просто не оказаться нужного покупателя. Чтобы осуществить сделку, вы должны, либо ждать, либо продавать по сниженной цене.

По высоколиквидным акциям заключается много сделок на бирже, они имеют большой дневной объём торгов и минимальный спред. Продать такие активы можно быстро и выгодно, потому что на них всегда есть спрос.

Низкая ликвидность акций определяется маленьким спросом и широким спредом. Продавать такие активы долго. Именно поэтому инвестор всегда должен учитывать ликвидность ценных бумаг перед их покупкой, чтобы потом ему не пришлось ждать возврата инвестиций.

Ещё ликвидные акции менее рискованные и волатильные, поэтому подходят новичкам для первых шагов на фондовом рынке. При этом, чем меньше денег вы собираетесь вкладывать, тем меньше на вас будет отражаться уровень ликвидности.

 

Что ещё влияет на ликвидность


Не все акции, которые выпустила компания, доступны для покупки частным инвесторам. На бирже торгуется только часть. Контрольные пакеты не продаются на обычных торгах – их держат крупные акционеры, владельцы или государство.

Доля акций, которая обращается на бирже, называется free float или количество акций в свободном обращении. Например, free float Лукойла около 55%, а у Роснефти только 11%. Остальные акции принадлежат Российской Федерации, «Роснефтегазу», BP Russian Investments, QH Oil Investments и другим.

Если на бирже мало акций, которые доступны обычным инвесторам, то ликвидность и объём торгов могут быть низкими. Чем меньше акций, тем меньше сделок, а значит и ниже ликвидность. При этом free float не повлияет, если ценные бумаги какой-то компании не интересны рынку и инвесторы не считают их привлекательными для вложений.

На рост ликвидности также влияют эти факторы:

  • Улучшения финансовых результатов компании: рост выручки и чистой прибыли, уменьшение долговой нагрузки, выход на новые рынки сбыта, выпуск новых продуктов.
  • Частое упоминание в СМИ.
  • Рост дивидендов или улучшение дивидендной политики.

ЧитайтеКакие виды акций бывают