Почему мозг заставляет нас делать импульсивные покупки?
По статистике свыше 40% покупателей тратят на покупки гораздо больше средств, чем планировали. И хотя покупки изначально радуют человека, позже это чувство сменяется ощущением стыда, смущения и вины. Ведь очень часто мы покупаем понравившуюся вещь, не учитывая последствий покупки — говорит психолог, коуч и бизнес-эксперт Елена Калинина.
Печальный факт: импульсивные покупки связаны с наличием повышенной тревожности и говорят об отсутствии психического благополучия у человека. Импульсивные покупатели, как правило, имеют сложности в управлении своими эмоциями. Отмечено, что люди данной категории страдают такими расстройствами как: тревожное расстройство, депрессия, неврозы.
Почему вообще возникает желание купить то, что не нужно?
Существует специальная область психологии под названием «Психология потребления». Она изучает, с помощью каких рычагов и «кнопок» спровоцировать у людей желание купить. Для этого за каждым товаром стоит своя имиджевая история, а именно нечто большее, чем сам товар.
Например, покупая «Активия», мы приобретаем «легкость и комфорт», а обладание машиной «Тойота» дает нам право «управлять мечтой». Психология рекламы апеллирует к нашим глубинным потребностям: почувствовать собственную значимость, быть принятым и др. Не каждому человеку удается удовлетворить эти потребности в реальной жизни. И тогда мы соглашаемся на предложенный «суррогат» счастья. Чтобы справиться с этим, озвучим несколько способов, которые помогут понять, как правильно реагировать на свои эмоции и не потратить денег больше нужного.
1. Ваши физические признаки должны служить сигналом
Вся маркетинговая реклама нацелена на то, чтобы спровоцировать у нас «синдром покупательского зуда». Специальное освещение, запахи, раскладка дорогостоящего товара на уровне глаз/вытянутой руки, бесплатные дегустации — все это будоражит воображение и пробуждает в психике состояние «внутреннего ребенка», который страстно желает взять в руки (и купить!) понравившуюся ему игрушку. Приятная беззаботная музыка, ценники со скидками и доступность товара как бы говорят нам: «Не думай! Посмотри, как это здорово! Покупай сейчас!» И часто нам бывает трудно устоять. Почему же так происходит?
В это время активируется лимбический отдел головного мозга, который отвечает за процессы удовольствия, и отключение коры, регулирующей логику и мышление. Происходит это за счет провокационного воздействия на наши органы чувств: визуальные, тактильные, осязательные и обонятельные. Можно сказать, что в зале супермаркета человек впадает в своеобразный ментальный транс. Он может почувствовать приятное возбуждение, ощущение «бабочек в животе» и даже легкий тремор в конечностях. Такая телесная реакция должна стать для вас сигналом, что сейчас вами пытаются управлять.
2. Всегда задавайте себе вопросы перед тем, как что-то купить
В данной ситуации полезно задать себе следующие вопросы: «Для чего мне эта вещь? Какую мою проблему она решает? И правда ли, что для меня это та проблема, которую мне следует решить прямо сейчас?»
Если внутренний ответ кажется вам недостаточно убедительным, отложите свое импульсивное решение купить на некоторое время. Отойдите от прилавка и прогуляйтесь по залу. Вполне возможно, что, подойдя к выходу из магазина, ваш «покупательский зуд» пройдет. И тогда вы сможете похвалить себя за то, что не поддались порыву и не пошли на поводу у манипуляций магазина.
Если же вы находитесь в продуктовом супермаркете, то можете смело складывать все понравившиеся вам товары в корзину. Перед тем, как подойти к кассе, пристрастно рассмотрите ее содержимое, и выложите из нее все, что вам на самом деле не нужно. Так вы удовлетворите свою потребность в собирательстве (а она есть у каждого из нас!) и сбережете свои деньги.
3. Составляйте списки и планируйте
Исследования показывают, что когда шопинг запланирован, покупатели на 13% менее склонны совершать импульсивные покупки, а при неожиданном походе в магазин – готовы тратить на 23% больше.
Собственно, здесь и кроется решение. Заранее планируйте что вам нужно купить. Составляйте списки как больших приобретений, так и малых. Это поможет вам не отклоняться от выбранного ранее курса, когда на вас обрушится сладкий дурман обольщения атмосферы супермаркета или интернет-магазина. Причем, чем дороже приобретение, тем больше оставляйте себе времени на обдумывание.
Кроме того, когда у вас есть такой список, вы можете спокойно дожидаться момента распродажи или скидок на данный товар. Однажды он обязательно настанет. И это позволит вам сэкономить деньги при покупке нужной вещи.
Определите максимально допустимую сумму, которую готовы отдать за желаемый предмет или удовольствие, и старайтесь не выходить за её рамки.
4. Мыслите критически
Помните, что задача магазина — «раскрутить» вас по-максимуму. Именно для этого все сопутствующие товары и аксессуары предлагаются продавцами после основой покупки. Ведь на её фоне они кажутся дешевыми! Для этого, кстати, около касс устанавливают специальные стеллажи с «мелочевкой». Это последний шанс магазина вытянуть из вашего кошелька «хоть шерсти клок». Если что-то из этой «мелочевки» уже есть в вашем списке — смело берите. Если нет — напомните себе о своем желании сохранять здравый рассудок при шопинге. Позже вы поблагодарите себя за принятое вами верное решение. И даже будете собой гордиться!
Повторяя раз за разом эту практику, вы постепенно научитесь не поддаваться маркетинговым провокациям. Такое разумное поведение в магазинах со временем войдет в привычку, чем вы немало будете огорчать продавцов. Ведь манипулировать вами будет уже невозможно!
Кстати, замечено, что, расплачиваясь картой, люди легче расстаются с деньгами. А при оплате наличными становятся более бережливыми. Полагаю, что кому-то из вас такой подход тоже подойдет.
Я желаю всем читателям получать удовольствие от своих покупок, совершенных исключительно по собственному желанию, а не под воздействием импульса и внешних манипуляций!
Читайте: 12 важных советов о деньгах для каждого этапа вашей финансовой жизни