Основатель сервиса jotform.com Айтекин Танк, рассказал о том как правильно расставлять жизненные приоритеты и цели.
Вы знаете кого-нибудь, кто готовится к марафону? Возможно, что да. Сейчас всё больше людей вносит заветную дистанцию в 45195 метров в список целей, которые необходимо выполнить в жизни. Если вы является одним из таких людей, то мы от искренне желаем вам успеха в это деле. Однако хотим предупредить об одной очень важной штуке – пост-марафонском синдроме.
Это хорошо изученное состояние потерянности, грусти, разочарования и бесполезности, которое следует сразу за выполнение крупной и тяжёлой задачи. И это естественная реакция человеческого организма.
Психологи называют это чувство опустошённости «ошибкой прибытия». Процесс достижения цели активирует премиальные мозговые отделы, за счёт чего человек ежедневно получает удовлетворение и даже удовольствие. Фактически, вы получаете удовольствие от того, что постоянно убеждаете себя в прохождении дистанции. А на момент финиша она удовлетворяет гораздо меньше. И тут наступает катастрофа.
И поэтому мы ставим суровые цели каждый Новый год, а 92% из нас их не выполняют. Именно поэтому у нас возникают периоды, когда мы питаемся одной капустой целый месяц. Именно поэтому мы записываемся на спортивные занятия, занимаемся трудоёмким ремонтом в доме и планируем большие продажи на следующий календарный период.
В мире стартапов венчурно профинансированные компании сталкиваются с агрессивными задачами роста. Они несутся через одни препятствия к другим, преследуя абстрактное и неощутимое определение успеха.
И все приведённые в пример ситуации являются следствием одного прочно засевшего в сознании общества тезиса: достижение больших целей сделает вас счастливыми.
Не имеет значения, идёте ли вы коротким путём или вкладываете гору усилий на благо успеха. Главное – достичь его.
Я потратил 12 лет на выращивание компании JotForm от крайне простого проекта до идеи, которой пользуется 3,5 миллиона человек. И это была долгая извилистая дорога, а не ровная спринтерская дорожка.
Я не ставлю перед своей командой сумасшедшие цели и жёсткие сроки, потому что хочу иметь нормальный, здоровый бизнес. И жизнь, которая ощущается именно как жизнь.
Вы можете замедлить беговую дорожку изнурительного бега за достижениями, но продолжить путь к целям, которые важны для вас. И сейчас мы расскажем, как это сделать.
Во-первых, я знаю, что вы не одиноки. Я не единственный предприниматель, который не верит в идею с установкой целей. Несмотря на построение успешного бизнеса и написание книги с большими продажами, основатель и генеральный директор Basecamp и REWORK Джейсон Фрайд говорит, что никогда не имел конкретных целей:
Марафон заканчивается, когда вы пересекаете финишную черту.
Создание бизнеса должно быть образом жизни. Оно должно захватить вас и удерживать интерес на протяжении годов и десятилетий.
Постановка целей – это отличный способ, чтобы определиться с тем, чего вы хотите. Именно это является их истинным предназначением.
Однако если вы глубоко закопались в деятельности и обнаружили себя в стороне от цели, лучше перейти на такую дорожку, следование которой будет делать вас счастливым.
Если вы изо всех сил пытаетесь понять, что именно для вас является мотивацией, задайтесь вопросом, чего я не хочу? Что может сделать мой день ужасным и невыносимым? Чего я хочу избежать? Основатель MetaLab Эндрю Уилкинсон называет ответы на эти вопросы Анти-целями.
Для Эндрю худший из возможных дней состоял из длинных встреч, плотного графика, общения с людьми, которые ему не нравились и не вызывали доверия.
Как только вы определитесь, с чем не хотите сталкиваться, вы сможете двигаться в обратном направлении, составляя приятный для себя рабочий день, месяц, квартал и жизнь.
Вы можете установить личные правила наподобие «никаких встреч по пятницам» или «я не буду работать больше 3 месяцев без отпуска – независимо от своего финансового положения».
Я запустил свою компанию, не только чтобы решать проблемы, волнующие других людей, но и чтобы получить свободу. Предполагаю, что и увы преследуете такую цель.
Настоятельно рекомендуют потратить немного личного времени на такое самокопание. Это избавляет от пустых мечтаний и ненужной растраты сил.
Здесь мы говорим о фокусировке. Я убежден, что каждый из вас слышал фразу «ты может делать что угодно, но не сможешь сделать всё». К сожалению, это правда.
Возьмём в пример меня. Когда я открыл компанию, у меня было много идей. Были побочные проекты и продукты, приносящие хорошие деньги. Поскольку количество человек, использующих наши простые веб-формы росло, я был вынужден меньше отвлекаться на побочные проекты. Я решил сосредоточиться на основном своём детище – JotForm.
Это был первый шаг. По мере роста компании я решил, что мы сосредоточимся на предоставлении исключительно продукта. Может показаться смешным, но это сосредоточение было установлено четырьмя правилами:
• Мы не фокусируемся на продажах или маркетинге.
• Мы не занимаемся гроузхакингом (growth-hack – «взламывать продажи», искать пути резкого увеличения продаж) за счёт незначительных улучшений.
• Мы не фокусируемся на конкуренции. Концентрация на клиенте позволила нам получить больше 1 млн. новых регистраций за год.
• Сосредоточение на продукте управляет каждым решением.
Создавайте устойчивые системы
Блестящий Джеймс Клир часто пишет о разнице между целями и системами:
Он говорит, что цели задают направление, а прогресс обеспечивается системой.
«На самом деле, основное преимущество цели заключается в том, что она подсказывает, какую систему вы должны использовать. Но при этом именно система – это путь к выполнению задачи»
В JotForm мы опираемся на несколько отличающихся систем, которые помогают создавать продукт мирового уровня до тех пор, пока мы прислушиваемся к клиентам.
Так, например, у нас есть ежедневные отчёты об ошибках, в которых указано, кто и в каком количестве их решает. Кроме того, мы отслеживаем заинтересованность пользователей в новых версиях продукта. Поэтому часть наших пользователей постоянно получает обновления и пользуется последними версиями ПО, а другая – пользуется наиболее стабильным и надёжным продуктом.
Читайте также: 3 простых способа сделать вашу жизнь дисциплинированнее
После определения собственных систем (процессов, процедур, планов действий) необходимо поставить конкретную цель.
Стив Мартин и Хелен Манкин написали увлекательную статью о том, как ограничительные структуры помогают нам достичь целей, если мы правильно их задаём. Так, они ссылаются на серию исследований Стэнфордского университета, в котором отслеживалось, станут ли посетители магазина покупать больше йогуртов, имея гибкую карту вознаграждений (требовалось покупать йогурты с разными ароматами в конкретной последовательности).
В то время, как меньшинство участников согласилось на строгую систему вознаграждений, 75% из них оказались более упорными в достижении цели, то есть купили шесть йогуртов в необходимом порядке.
Мы используем похожий твёрдый подход в поддержке своих клиентов. Здесь мы имеем цель услышать и понять каждого, гарантируя им «счастье» в пределах нашей сферы деятельности.
Для этого мы создали структурированную систему поддержки с временем отклика не более 60 минут. «Не дольше часа» — это строго и точно. И в течение этого часа мы делаем всё, чем можем помочь.
Мы показываем среднее время отклика большим шрифтом на администраторском сайте. Члены команды вынуждены в первую очередь отвечать на старые вопросы. Это накладывает ограничения, однако наша служба поддержки проявляет большую гибкость и креативность в решении проблем клиента.
Вот пример твёрдой цели и гибкого её исполнения.
К сожалению, в жизни невозможно оценить свой текущий прогресс по полоске, как в компьютерной игре. Единственное, что нам остаётся, чтобы быть уверенным в развитии – постоянное совершенствование.
Джейсон Фрид отмечает, что видит всю свою работу на Basecamp как одну непрерывную последовательность, в которой он продаёт всё, что попадается под руки. Ему было 15 лет, когда он разработал свой первый логотип за 50 долларов. Его большое жизненное путешествия растянулось в дорогу, которая протягивается от того момента до сегодняшнего дня.
Я чувствуют похожее с JotForm, мы начали в 2006 году и работаем более 12 лет, увеличив штат до 100 сотрудников в офисах на двух континента. И все равно постоянно стараемся развивать продукт.
Наша команда находится в постоянной готовности к расширению. Они могут изменить или создать новую функцию и сразу же передать её пользователям. Но мы не стремимся к конкретной вершине или финишной ленточке. У этой гонки нет финиша, и я не хочу, чтобы он был.
Ежегодно я трачу один полный уикенд на то, чтобы помочь своей семье собрать урожай оливкового масла. Эта работа помогла мне понять силу, которую даёт сложение небольших действий. Оливка – это капля в ведре, однако вы собираете множество таких капель и из них выходит несколько вёдер масла.
Инвестирование – это классический пример накапливания. Бизнес-тренер Дариус Форо приводит в пример состояние Уоррена Баффета. Фактически, 99% своего состояния он заработал после 50 лет. Если вы не удовлетворены собственными заработками, как вам такая мотивация?
Правда в том, что ежедневные усилия и старания имеют колоссальную силу. Совмещая трудолюбие с чётким планом действий, вы можете достичь выдающихся результатов.
Смелые цели соблазнительны. И да, успех может показаться более ярким и выдающимся, когда он возникает, как гром среди ясного неба.