Узнать исполнителя песни через Shazam, сделать видеозвонок по Skype, купить продукты без похода в магазин – обычные явления нашего быта. Технологии изменили жизнь и рынок труда: появились новые профессии, а некоторые – устарели.
Бизнес-школа «Сколково» в 2012 – 2015 гг. провела исследование, из которого появился «Атлас новых профессий» – анализ тенденций в карьере с учётом технологического прогресса. Из него мы выбрали 25 самых интересных специальностей, которые помогут оставаться востребованным.
Сначала разберём, где робот отнимет работу у человека, а потом узнаем, на кого пойти учиться, чтобы получить перспективную профессию будущего.
Может ли машина заменить человека?
В Оксфордской школе Мартина (исследовательская организация технологий из Оксфорда) считают, что 45% рабочих мест в развитых странах будут заменены машинами в следующие двадцать лет.
Востребованными останутся профессии, где нужны творческие и организаторские навыки: работа в кино, блогерство, модельный бизнес, фотоискусство или менеджмент. Высококвалифицированные работники останутся в безопасности: они не работают по шаблонам, которые можно «загнать» в компьютер.
Первым делом хотят автоматизировать задачи средней сложности и рутинную работу. Поэтому мы всё чаще встречаем в магазинах кассы самообслуживания или общаемся по телефону с автоответчиком вместо живого оператора.
Труд мигрантов не станут менять на роботов при условии, если он будет дешевле. Но на производстве уже вводят автоматизированных упаковщиков, сварщиков и грузчиков.
Какие профессии исчезнут в будущем
В среднем жизненный цикл профессии занимает 10-15 лет, после чего она устаревает. Это происходит по следующим причинам:
1. Большие данные
Компьютер быстро обрабатывает огромные массивы данных, выполняет работу точнее, чем человек. Так происходит, например, с бухгалтерским учётом, выдачей кредитов, корректировкой текста на ошибки или с аналитикой.
2. Облачные хранилища
Данные переходят в цифровое пространство, а специалисты по работе с материальными носителями оказываются ненужными. Архивариусы и библиотекари остаются без работы.
3. Доступность информации
Онлайн-сервисы помогают делать многие процессы самому. Уходит популярность туроператоров, репетиторов, юридических консультантов.
4. Виртуальная реальность
Любую декорацию можно нарисовать на компьютере, а симуляторы реальности помогают проводить испытания и создавать нужные условия. Монтировщики декораций, каскадёры, испытатели становятся неактуальны.
5. 3-D печать
Технология 3-D печати заставит отказаться от производства ряда товаров (стройматериалов или элементов одежды), из-за чего некоторые компании потеряют клиентов.
Перспективные профессии будущего
Точно предсказать будущее нельзя. История знает много неудачных примеров. В середине века думали, что машины будут ездить на атомных реакторах, а кофеварки работать на атомных батарейках. После полёта Юрия Гагарина в космос была популярна идея о колонизации Марса.
Но несмотря на это, сейчас можно увидеть тенденции, которые будут определять развитие профессий.
- Глобализация. Развиваются горизонтальные связи. Дизайн машины придумывают в одной стране, а собирают её в другой. Работник из регионального города может спокойно работать на Московскую компанию или вообще жить в другой стране.
- Персонализация. Чтобы лучше понять клиента, нужно больше знать о его пристрастиях. Онлайн-магазины внедряют максимум фильтров для выбора товара, а реклама показывает то, что вы недавно искали в поисковой системе.
- Автоматизация. Машины делают работу, которую раньше мог делать только человек. Например, распознать преступника в толпе или ухаживать за больным родственником.
- Экологичность. Проблемы мусора становятся в один ряд с социальными и экономическими проблемами. Бренды, торговые сети и производства будут искать «зелёные» способы работы: переходить на возобновляемые источники энергии, использовать меньше пластика в упаковке, перерабатывать отходы.
1. Урбанист-эколог / парковый эколог [биотехнологии] 
Такой урбанист проектирует биотехнологические города, контролирует уровень загрязнений, знает, как внедрить возобновляемые источники энергии в городскую среду, а также разбирается в строительстве.
Парковый эколог занимается озеленением общественных пространств: заселяет их животными, птицами или насекомыми. Он отслеживает состояние экологии и поддерживает «зелёный» баланс внутри города. Один из примеров такой работы: открытие парка «Зарядье» в центре Москвы.
Где учиться:
- Московский государственный университет (биологический факультет, факультет почвоведения, факультет биоинженерии и биоинформатики).
- Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева (специальности: агроном-биотехнолог, селекционер, генный инженер).
2. Молекулярный диетолог [медицина]
Исследует молекулярный состав еды и создаёт персональные диеты. Они основаны на генетическом анализе и физиологических процессах конкретного человека. Диагностика станет сверхточной, а сценарий диеты будет моделироваться на компьютере.
Где учиться:
- РНИМУ им. Н. И. Пирогова (уклон на персонализированную медицину, лечебное дело).
- Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (МГМУ).
3. Сити-фермер и агроном-экономист [сельское хозяйство]
Сити-фермер строит агропромышленные хозяйства на крышах зданий, создаёт вертикальные фермы. Это позволяет выращивать растения и разводить животных в черте города. Первая подобная ферма появилась в Сингапуре в 2012 году. Такие же фермы планируют построить в Южной Корее, Китае, ОАЭ, США, Франции.
Ещё одна важная специальность в этой сфере – агроном-экономист. Он отвечает за эффективность сельскохозяйственных предприятий, наблюдает и выявляет нужды рынка. Агроном-экономист выстраивает работу компании так, чтобы она соответствовала потребностям покупателей и обходила экономические риски.
Где учиться:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (биологический факультет, факультет почвоведения).
- Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева.
4. Проектировщик инфраструктуры «умного дома» [строительство]
«Умный дом» сам следит за температурой, сообщает о протечках в трубах и может сделать вам кофе. Он напичкан датчиками, которые связаны между собой. Проектировщик «умного дома» отвечает за правильную работу системы.
Пока многие живут в обычных домах, эта профессия не особо популярна; но через 7-10 лет будет нужна так же, как работа электрика.
Где учиться:
- Московский архитектурный институт (МАРХИ).
- Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет.
5. Метеоэнергетик [энергогенерация]
Метеоэнергетик делает долгосрочные метеорологические прогнозы и определяет нагрузку на энергетическую систему. От его плана зависит уровень производства энергии. Если зима тёплая, энергии нужно меньше, и наоборот. Это помогает сокращать расходы.
Где учиться:
- Московский энергетический институт.
- Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н. Э. Баумана.
6. Маркетолог энергетических рынков [энергопотребление]
Чем больше будет частных компаний, которые продают тепло или электричество, тем выше станет конкуренция. Маркетолог нужен, чтобы обойти оппонентов. Он знает рынок энергопотребления и может решать задачи по сбыту энергии: рекламировать услуги, проводить акции, общаться с покупателями. В России на таких специалистов пока нет спроса, а на Западе это уже полноценная профессия.
Где учиться:
- Московский энергетический институт.
- Санкт-Петербургский политехнический университет.
7. Строитель «умных» дорог [наземный транспорт]
Такой специалист подбирает и устанавливает адаптивное дорожное покрытие, которое подстраиваться под погоду; создаёт системы наблюдения и сеть датчиков. Приборы предупреждают об образовании пробки, а потом направляют поток машин так, чтобы затора не случилось.
Где учиться:
- Московский государственный университет путей сообщения.
- Московский государственный технологический университет (МГТУ «Станкин») (направление «Системы автоматизированного проектирования»).
8. Портовый эколог [водный транспорт]
Мастер по контролю над экологическими показателями в портовой зоне. Следит за состоянием среды и судов, чтобы добиться полной экобезопасности. Специалист исследует воду, воздух, популяции флоры и фауны. Портовый эколог может разрабатывать проекты восстановления экосистемы.
Где учиться:
- Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова.
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (гидротехническое строительство).
9. Проектировщик интерфейсов беспилотной авиации [авиация]
Дроны заменят курьеров и будут следить за безопасностью в городах. Чтобы управлять ими, нужны программы, сделанные разработчиками интерфейсов.
Где учиться:
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ).
- Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева.
10. Менеджер космического туризма [космос]
Такой менеджер отправляет путешественников на орбиту. Он работает как обычный туристический менеджер: составляет маршруты, предлагает путёвки, подбирает экскурсии. Ещё здесь нужны знания космического приборостроения, чтобы контролировать процесс на техническом уровне.
Где учиться:
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ).
- Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ).
11. Инженер роботизированных систем [полезные ископаемые]
Всё меньше людей готовы переезжать в суровые условия, чтобы добывать нефть или газ. Поэтому нефтяные компании стараются сделать работу мобильнее. Появляются инженеры, которые контролируют системы по поиску, добыче и переработке ископаемых дистанционно.
Профессия уже востребована в России. По данным HeadHunter, в июле 2014 года было опубликовано 98 вакансий.
Где учиться:
- Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина (РГУ нефти и газа).
- Российский государственный геологоразведочный университет им. С. Орджоникидзе.
12. Конструктор новых металлов [металлургия]
Запросы клиентов в металлургии становятся другими. Всё больше нужны новые виды металла, например, более лёгкие и прочные. Конструктор делает новые сплавы, меняющие свои характеристики в разных условиях. Он экспериментирует с проводимостью, упругостью и плавкостью.
Где учиться:
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
- Российский Государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ).
13. Рециклинг-технолог [новые материалы]
Технолог разрабатывает решения для повторного использования материалов и безотходного производства.
В России переработка мусора только начинает применяться, а в Европе задача решена лучше. Например, дизайнер Виктор Монсератт изобрёл велосипед, который делает из отходов нить, нужную для сборки мебели.
Где учиться:
- Московский физико-технический институт (МФТИ).
- Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова (МИТХТ).
14. Проектировщик роботов [роботехника]
Специалисты по робототехнике нужны в разных отраслях. Одни будут делать детские роботизированные игрушки, другие – разрабатывать медицинских роботов для хирургии или протезирования. Автоматизацией уборки, ухода за садом и выгула собак займутся проектировщики домашних роботов.
Где учиться:
- Московский физико-технический институт (МФТИ).
- Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) (направление «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»).
15. Техно-стилист [лёгкая промышленность]
Техно-стилисты делают одежду с гаджетами. Электронная «начинка» нужна не только для красоты: датчики контролируют пульс, температуру тела, давление, а в мороз помогут согреться.
Где учиться:
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (специальности «Наноматериалы» и «Материаловедение и технология новых материалов»).
- Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (специальность «Материаловедение и технология новых материалов»).
16. Ментор стартапов [образование]
Специалисты, у которых есть опыт в бизнесе. Они консультируют начинающих предпринимателей, обучают основам и разбирают кейсы. Ментор может работать в компании, которая поддерживает новичков на всех этапах развития (бизнес-инкубатор), или быть независимым специалистом.
Где учиться:
- Московский педагогический государственный университет (МПГУ).
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
17. Специалист по детской психологической безопасности [индустрия детских товаров]
Работник этой сферы должен тестировать детские игрушки, мультфильмы, одежду. Он определяет, насколько они опасны для ребёнка, нет ли угрозы для его психики. По итогам тестов специалист выдаёт заключения о доработке продукта или утверждает его.
Где учиться:
- Московский педагогический государственный университет (МПГУ).
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
18. IT-проповедник [технологии]
Ожидается, что через 10 лет количество гаджетов на одного человека увеличится до 5-6. Очки будут дополнять реальность, браслет – контролировать здоровье, а телефон – подсказывать, где лучше позавтракать в этой части города.
Быстрое развитие IT-сферы вызывает отторжение у консервативных людей. Из-за распространения технологий увеличится «цифровой разрыв» между гражданами. Появится новый вид социального расслоения. Чтобы сократить разрыв, IT-проповедник обучит «цифровой грамотности». Он расскажет, как пользоваться новыми сервисами.
Где учиться:
- Факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета (ВМК МГУ).
- Московский физико-технический институт (МФТИ).
19. Менеджер фонда инвестиций в талантливых людей [финансовый сектор]
Этот человек определяет уровень финансовых вложений в талант. Его цель – собрать инвестиционный портфель из перспективных людей, увеличить их доходы и доходы фонда. Работа схожа с агентским бизнесом, где специалисты продвигают спортсменов, звёзд шоу-бизнеса или блогеров.
Где учиться:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ).
- Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.
20. Тайм-менеджер [менеджмент]
Тайм-менеджер помогает другим людям или целым коллективам оптимизировать личное и рабочее время; планирует бизнес-процессы, консультирует руководителей и разрабатывает стратегии по управлению временем.
Где учиться:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ).
- Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.
21. Модератор платформ по общению с госорганами [социальная сфера]
Интернет сделал работу госорганов прозрачнее. Теперь попросить заасфальтировать яму на дороге или поставить пандус для людей с особенностями здоровья можно через приложение.
Но иногда добиться внимания властей по-прежнему сложно. Чтобы установить диалог между гражданами и чиновниками, нужен модератор. Он организует онлайн или офлайн встречу и покажет совместное решение.
Где учиться:
- Московский психолого-социальный университет (МПСУ).
- Российский государственный социальный университет (РГСУ).
22. Личный тьютор по эстетическому развитию [культура]
Чтобы не захлебнуться в потоке информации и разобраться, что является искусством, нужен личный тьютор. Он подберёт программу для клиента, исходя из его вкусов, и установит индивидуальные медиафильтры.
Где учиться:
- Московский государственный университет культуры и искусств.
- Британская Высшая школа дизайна (программа «Современное искусство»).
23. Инфостилист и медиаполицейский [медиа и развлечения]
Инфостилист работает с отдельными клиентами, подбирая нужный контент в обход таргетинга или спама. Он сделает индивидуальную библиотеку данных.
Медиаполицейский присматривает за онлайн-порядком, ищет нарушения закона в сети. Сейчас такую функцию выполняет «Роскомнадзор», но из-за роста киберпреступности нужна отдельная профессия.
Где учиться:
- Высшая школа экономики – факультет коммуникаций, медиа и дизайна (например, магистерская программа «Медиапроизводство в креативных индустриях»).
- Институт массмедиа РГГУ.
24. Разработчик тур-навигаторов [туризм]
Разнообразие туристических направлений сделало путешественников требовательнее. Поэтому сервисы по поиску билетов и маршрутов станут более персонализированными.
Они будут учитывать здоровье, вкусы и бюджет туриста. Например, сообщать пользователю о сложных горных подъёмах, если тот не готов пройти их физически. Разрабатывать такие навигаторы будут IT-специалисты.
Где учиться:
- Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (факультет «Международные экономические отношения», специальность «Туризм»).
- Институт гостиничного бизнеса и туризма РУДН.
25. Специалист по преодолению системных экологических катастроф [безопасность]
Такой работник собирает данные о состоянии окружающей среды, отслеживает появление новых экологических проблем и ищет решения даже в условиях высокой неопределённости.
Где учиться:
- Институт безопасности труда.
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (специальность «Техносферная безопасность).
Читайте: Персональный мир и полная автоматизация. Что такое четвёртая промышленная революция?