Самозанятость в качестве экспериментального налогового режима используется в России уже 5 лет. За это время её выбрали больше 5 млн человек. Она позволяет легально оказывать услуги и платить всего 4 или 6% в виде налога. Эксперты финансового портала Выберу.ру составили пошаговую инструкцию по оформлению самозанятости.
Перед тем как оформить самозанятость, соберите документы:
Зарегистрироваться в качестве самозанятого могут:
Расчётный счёт в банке не нужен, его могут открыть только самозанятым в статусе ИП. Деньги можно принимать на существующую дебетовую либо кредитную карту или открыть новую. Подойдёт и накопительный счёт.
Вы вправе обратиться в любой банк и поменять его, когда захотите. Можно одновременно числиться как самозанятый в двух и более банках, принимать оплату на разные карты и счета, но налог нужно платить через один банк.
После оформления физлицо сможет работать легально и отчитываться перед налоговой о поступлениях. Есть и другие преференции – например, банковские кредиты для бизнеса и микрозаймы от государственных МФО с низкими ставками. Стандартные интернет-займы самозанятым будут доступны на общих условиях – как всем физлицам.
Для получения нового статуса не надо никуда ходить, так как можно оформить самозанятость онлайн.
Через «Мой Налог»
Это специальное приложение, его можно скачать на смартфон в Google Play и App Store или использовать веб-версию. Регистрация возможна несколькими способами:
В первом случае манипуляций больше – нужно получить код на телефон, отправить скан паспорта, загрузить своё фото. Оформить самозанятость через Госуслуги или личный кабинет можно без прохождения идентификации.
Также оформить самозанятость в России можно в банках, например:
Как самостоятельно оформить самозанятость на примере банка Тинькофф:
1. В мобильном приложении. С главной страницы перейдите в «Открыть новый продукт» – «Самозанятость» – «Оформить самозанятость».
2. В личном кабинете. В профиле выберите «Управление профилем» – «Самозанятость». Укажите свой регион, тип деятельности, ИНН (если нет российского паспорта). Нажмите «Зарегистрироваться».
Другие данные – ФИО, номер карты, телефон – не нужны. Сведения о действующих клиентах есть в базе, банк самостоятельно отправит заявку в налоговые органы. Её рассматривают около 10 минут и дают ответ о присвоении нового статуса. Если будет отказ, банк пришлёт его в виде СМС на телефон и продублирует письмом на электронную почту. О причинах отказа, плюсах, минусах и других нюансах самозанятости читайте в другой нашей статье.
Как оформить самозанятость через Госуслуги – пошаговая инструкция:
Налоговой отведено 5 дней на проверку. Бумажное подтверждение нового статуса не выдаётся, но справку о регистрации можно скачать из приложения «Мой налог» и распечатать. Она подписана электронной подписью и имеет ту же юридическую силу, что и обычный документ.
Индивидуальные предприниматели – тоже физлица и могу становиться самозанятыми. Для перехода на этот режим надо:
При переходе с ЕСХН или УСН не позднее 30 дней подайте уведомление в налоговую о смене статуса. От патента можно досрочно отказаться, но тоже нужно подать уведомление.
Стать самозанятым предприниматель может и сразу после регистрации – выбрать этот режим первым. Если на момент регистрации в качестве ИП у физлица уже есть самозанятость, режим НПД будет назначен автоматически.
Читайте: Что такое контрольный пакет акций