Основатель и управляющий сети ресторанов фаст-кэжуал «Теремок», амбассадор предпринимательской премии Правительства Москвы «Прорыв года» Михаил Гончаров рассказал о первом предпринимательском опыте продажи марли поликлиникам, объяснил, чем Москва лучше Токио, и дал три совета тем, кто только хочет открыть своё дело.


«Прорыв года» — первая премия для предпринимателей, которая проводится Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы в целях поддержки малого и среднего бизнеса столицы.


 

О первом бизнесе

Михаил Гончаров на Амоконф

Первое дело я начал не с бизнеса, а с попытки сделать что-то как предприниматель. Предприниматель – не обязательно бизнесмен. Предпринимателем можно быть, просто работая в какой-то компании.

Начало очень забавное. У моего знакомого в МГУ была марля в огромных мотках, метрового размера и весом в тонну. Они пытались продавать это, искали покупателей несколько месяцев. Тогда я подумал: наверное, если не берут марлю в таком виде, её надо продавать в каком-то другом.

Я взял справочник и начал обзванивать больницы, поликлиники. Когда они узнавали про эти мотки, то говорили, что они им не нужны, но в принципе нужна марля, нарезанная на квадратики тридцать на тридцать. Узнал, какая цена им интересна. Пересчитал стоимость кусков на мотки. Получилось, что сделка очень выгодная.

С этой идеей я пришёл к товарищу. Мы наняли студентов, которые всё нарезали. Провернули эту сделку. Мне это всё очень понравилось – в первый раз я ощутил дух предпринимателя. Потом этот дух часто меня выручал.


Я соотношу возможность быть предпринимателем с возможностью находить такие решения. «Предприниматель» – от слова «предпринимать». Так я ступил на эту тропу.


Есть ещё причина – желание видеть живой прогресс, результат своих действий. Когда я учился в Московском университете на факультете вычислительной математики и кибернетики, у меня была идея заняться фондовым рынком. Сходил несколько раз на лекции и понял, что это не моё. Безусловно, там надо трудиться, думать, оценивать, но фондовый рынок – это когда кто-то работает за тебя, что-то делает, а ты просто на этом зарабатываешь.

Тогда же я немного начал уставать от математики. Не видел практической отдачи от своих действий. Это было переломной ситуацией. Я решил заняться делом, за которое отвечаю сам. В случае успеха или провала буду обязан только самому себе, а не каким-то внешним обстоятельствам.

 

О миссии

Михаил Гончаров в осеннем парке

С опытом в 25 лет могу утверждать, что для меня на первом месте стоит дело, а на втором – прибыльность. Достаточно рано я понял, что любой бизнес, в любой сфере может быть успешным. Вопрос, как именно его вести, соответствуете ли он сегодняшнему дню.

Можно построить фабрику и делать спички, музыкальные инструменты или открыть ресторан, но если действовать правильно, то из этого обязательно получится прибыльный бизнес.


Заниматься нужно тем, что тебе близко по душе и интересно. Я всегда находил вдохновение в задачах, которые решал, и в ощущении той пользы, которую они принесут.


Когда я задумывал «Теремок», вопрос стоял о бизнесе, доходах, быть или не быть предпринимателем, но в основе лежало желание накормить людей.

Знаменитое обращение «сударь», «сударыня» пришло не с точки зрения маркетинга. Я хотел вернуть в русский язык эти обращения, которые были распространены в России до революции. Социальная задача.

Сейчас многие воспринимают это как маркетинговую фишку, но тогда я меньше всего думал об этом.

 

Об ошибках

Гончаров - основатель Теремка

Переломных моментов было много. Спустя двадцать лет получилось, как по Нассиму Талебу: каждая ошибка в случае преодоления делает вас сильнее, повышает «антихрупкость».

Первые четыре года было безумно тяжело. Раз в полгода проезжал какой-то чиновник вдоль какой-то площади и ему не нравилось, что там много уличных точек. Он отдавал приказ зачистить её. Вот ложишься спать – у тебя пять «Теремков», утром встаёшь, тебе говорят: в течение 24 часов убрать киоск.

Однажды было очень обидно. Неимоверными усилиями, докладами, просьбами я, наконец, поставил в Москве седьмую точку. Проработал две недели и одну за одной закрыли три других точки. Было ощущение, что это сизифов труд.


Ключевую роль сыграла вера в то, что мой бизнес очень нужен людям. С первого дня мы получали самые добрые отзывы. Нас благодарили, что наконец-то начали выпекать блины.


Осознание, что это нужно и из этого можно построить настоящий бизнес, помогали, стиснув зубы, открывать киоски заново.

Если посмотреть ретроспективу, там, где у нас стояли киоски, сейчас мы открываем красивые, просторные, дизайнерские рестораны. Это очень приятно. Все эти трудности давались, чтобы компания развивалась и стала «антихрупкой». Без стресса никогда не будет никаких изменений.

Начиная с 2015 года в «Теремке» были перемены из-за очередного кризиса, снижения доходов. От нас потихоньку, по 1-2% в год, начали уходить покупатели. Мы ответили на это не обидой, а напряжённым трудом. Разработали новый дизайн, запустили программу «Спасибо» от Сбербанка, доставку «Яндекс.Еды», мощнейший пиар, и всё это дало результаты. Мы теперь очень хорошо растём.

 

О России и предпринимательстве

Кафе теремок на лесной

Россия хорошо приспособлена для бизнеса. Прежде всего потому что в России бизнеса мало. Сейчас можно начинать бизнес и вести его, используя лучшие мировые практики.

Я был недавно в Японии и обнаружил, что она, как ни странно, устарела. Почему? Потому что 20-30 лет назад, когда застраивали центр Токио, появились невероятной красоты дома и многоярусные хайвеи. Тогда это было новое, необыкновенное, такого нигде не было в мире. Но эти здания и сооружения невозможно улучшать каждые десять лет – всё строится на долгие годы. Получилось, что то, что строится в Москве сейчас, по уровню, качеству и виду интереснее того, что в Японии.


У нас нет «старого» бизнеса, а «новый» можно создавать сразу на высоком уровне. В этом смысле в России уникальная ситуация.


Это же и недостаток. Поскольку бизнеса не было, нет и наследия, передачи опыта от старшего поколения бизнесменов молодому. Но тут важна «движуха». Надо быть актуальным, поэтому в чём-то это неплохо. Старый опыт не всегда работает.

Давление общества и государства не такое, чтобы оно помешало быть предпринимателем. Если идея хорошая и сил достаточно, то эти сопротивления будут преодолены.

 

О деньгах

Михаил Гончаров

К деньгам надо относиться просто: их нужно считать и не разбрасываться. Как бы ни была богата компания, даже самая маленькая услуга или товар, которые она потребляет, должны закупаться по рыночным ценам. Это основа «фитнес-режима» для компании.

Если с уровня директора транслируется ценность: «Мы очень богаты, у нас много денег, мы можем себе позволить», – это приведёт к плачевному результату. Деньги – просто инструмент, ничего нового я не скажу. Инструмент для решения задач и достижения целей.

 

О менталитете

Теремок на лесной

Использование русских традиций и названий – это палка о двух концах. Если применять их грамотно и модно, то это будет работать в плюс. Когда люди видят российский бренд, сделанный классно, они с удовольствием его потребляют.

Но если сделать это непрофессионально, то это быстро превратится в развесистую клюкву и сыграет отрицательную роль. Такой услугой не хочется пользоваться. В этом смысле лучше использовать иностранные слова.


Я целиком за создание российских брендов и применение российских слов. Но нужно быть осторожным. Должно быть чутьё.


Сейчас огромной популярностью пользуются смузи и боулы. Мы пытаемся создать аналог этих боулов, и мы в затруднении. Не можем подобрать русское слово, которое адекватно и модно описывает аналог боула. Рассматривали слово «чашка». Это как частный пример того, насколько удобно или неудобно, правильно или неправильно применять наши слова.

 

Три совета начинающим предпринимателям


• Первый совет


Ежедневно быть вовлечённым в своё дело и любить его. Если идёте в бизнес, потому что вам кажется это модным направлением, на котором можно заработать деньги, то просто не будете чувствовать его.

Любовь к делу подсказывает, как себя нужно повести: какую цену установить, какого качества достичь. Из-за отсутствия любви вы не сможете адекватно решать проблемы, бизнес провалится. Это моё главное убеждение.


• Второй совет


Почитать «Принципы» доктора Эдвардса Деминга. Это знаменитый американский учёный, статистик, который участвовал в программе возрождения Японии после Второй мировой войны. У него 14 идей, как построить правильный бизнес.

Возможно, главная из них – во всех случаях, когда бизнес сработал плохо, виноват только сам предприниматель. Если его сотрудники ошиблись, испортили продукт, плохо отработали с покупателем – виноват предприниматель, а не сотрудник. Сотрудника нужно было учить, и учить так, чтобы он научился. Об этом рассказывается в идеях Деминга.


• Третий совет


Нужно любить и уважать людей, принимать их такими, какие они есть. Не навязывать себя со своими предпочтениями и принципами, а понимать, что люди разные.

В общении и в работе для предпринимателя очень важно, чтобы его сотрудникам было с ним комфортно. Я стараюсь, решая свои задачи, как предприниматель и как генеральный директор играть на поле сотрудников, с которыми я работаю. В какой-то мере подстраиваться в общении и быть на одной волне с ними.


Читайте: Анна Касьянова: «Бизнес только ради денег – это путь в никуда»


Источник фото обложки: tass.ru