Содержание:

Для привлечения денег в бизнес владельцы компании используют разные способы. Один из них – выпуск долевых ценных бумаг, то есть акций. Чтобы они начали обращаться на бирже и инвесторы могли их купить, эмитент должен пройти специальную процедуру допуска к торгам – листинг.

 

 

Что такое листинг акций


Листинг – совокупность процедур по включению ценных бумаг той или иной компании в котировальные списки биржи, а также осуществление дальнейшего контроля за ними. Требования и условия листинга устанавливает сама биржа. При этом отдельные правила у каждой торговой площадки могут отличаться. Основные положения допуска к организованным торгам в России регулируются Федеральным законом №39.

После прохождения листинга акции начинают продаваться на фондовом рынке. Их может приобрести любой желающий. Но если компания перестанет исполнять правила, начнёт испытывать серьёзные проблемы с бизнесом или её бумаги не будут покупать, то будет проведён делистинг – исключение бумаг или понижение компании в статусе.

 

Уровни листинга


Одна из задач биржи – обеспечение прозрачности и формирование благоприятных условий биржевой торговли для инвесторов. Для этого устанавливается несколько уровней листинга. Чем выше уровень, тем компания надёжнее и привлекательнее для инвестиций.

Цель, ради которой биржа проводит листинг – узнать успешность организации и её масштаб. Тем самым она подсказывает инвесторам, насколько рискованно будет покупать акции конкретного предприятия. Бирже важно, чтобы деятельность компании была понятной, а решения её руководства – предсказуемыми.

На Московской Бирже есть три уровня. Первые два составляют котировальный список. Организации, которые в них входят, отвечают самым высоким требованиям. Третий уровень – некотировальный. В него попадают ценные бумаги, которые соответствуют законодательству РФ и требованиям Центробанка России, но не проверяются биржей на внутренние правила. Такие активы считаются более рискованными для вложения денег.

Листинг ценных бумаг – это регулярный процесс. Биржевые специалисты на всём протяжении контролируют работу и показатели эмитентов. В зависимости от их результатов они могут изменить уровень.

Снижение уровня – плохой знак для инвестора. Это значит, что стоит разобраться в причинах изменения статуса эмитента и, возможно, отказаться от покупки его акций. Для компании это тоже негативный фактор, влияющий на репутацию. Вот какие требования предъявляет Мосбиржа к разным уровням листинга.


Первый


Организации необходимо выполнять все базовые требования: соблюдать законы РФ, соответствовать нормативным актам ЦБ РФ и раскрывать информацию о деятельности согласно закону о ценных бумагах. Возраст компании должен быть не меньше 3-х лет. Также она обязана составить и предоставить отчётность по формату МСФО за последние три года. Если выплачиваются дивиденды, нужно указать положения дивидендной политики.

В зависимости от размера капитализации, эмитент выпускает необходимое количество акций для свободного обращения. Для этого биржа предоставляет формулу для расчёта. Ликвидность, то есть объём торгов бумагами когда компания уже выйдет на рынок, не должен падать ниже определённого уровня.

Ещё есть требования к корпоративному управлению. Например, наличие в составе совета директоров независимых директоров и отдельного комитета по внутреннему аудиту.

Компании, которые принадлежат к первому уровню листинга, называют первым эшелоном. Это крупнейшие игроки своих отраслей и экономики страны: Газпром, СберБанк, Лукойл.


Второй


Организации этого уровня – второй эшелон. Здесь эмитенты также должны соблюдать все основные требования по законодательству и раскрывать важную информацию о бизнесе. А вот срок их существования может быть меньше – от 1 года. Отчётность по МФСО тоже можно предоставить только за 1 год. Меньше требований также предъявляются к объёму ликвидности и корпоративному управлению. Примеры: Черкизово, Акрон, КАМАЗ.


Третий


К нему относят бумаги третьего эшелона. Чтобы попасть на этот уровень, нужно соблюдать закон и нормы Центробанка, зарегистрировать свои ценные бумаги и раскрыть информацию согласно законодательству.

 

Как проходит процедура листинга


Биржа как организатор торговли устанавливает правила допуска на фондовый рынок. Обычно они включают в себя следующие этапы:

  • Заявление о процедуре листинга и включение бумаг в котировальный список.
  • Заключение договора с фондовой биржей на проведение экспертной оценки.
  • Раскрытие информации о существенных фактах финансово-хозяйственной деятельности.
  • Экспертиза, где оценивается деятельность эмитента, в том числе показатели рентабельности, коэффициент ликвидности, кредитная история, объём эмиссии, информация по прибыли, выручке, долгам и т.д.
  • Рассмотрение результатов экспертизы комиссией по допуску ценных бумаг совместно с представителями эмитента, где озвучивается решение и присваивается нужный уровень.

Проведение листинга – платная процедура. Компания покрывает расходы на рассмотрение и оценку заявки, а затем оплачивает поддержание листинга. Цена включения зависит от уровня, на который претендует компания, а поддержания – от рыночной капитализации.

листинги это

 

Виды листинга


Подготовка к выходу на публичный рынок тоже требует затрат. Процесс делится на несколько этапов, но также он различается по видам.

Первичный листинг. Также называют первичным размещением – тот случай, когда эмитент впервые становится публичным и выпускает бумаги в обращение. Чтобы его осуществить, менеджмент улучшает кредитную историю, переводит систему отчётности на международный стандарт (МСФО), оптимизирует корпоративное управление.

Далее формируется команда, которая может правильно организовать весь процесс по выходу. Подготавливается проспект эмиссии ценных бумаг – документ, где описывается целевой рынок и бизнес. Публикуется отчётность за нужный период, раскрываются планы развития и использования привлекаемых средств.

После этого проводится roadshow – простыми словами это рекламная кампания, во время которой менеджеры встречаются с крупными потенциальными инвесторами, презентуя основные показатели деятельности. Затем формируется книга заявок. Она позволяет рассчитать оптимальный объём выпуска ценных бумаг и диапазон их стоимости при размещении. Всё это согласовывается с биржей. Далее утверждается дата выхода на рынок.

Вторичный листинг. Выпуск акций на другой торговой площадке. Здесь компания уже является публичной, а её бумаги торгуются на определённой бирже. Но чтобы привлечь ещё больше инвесторов, как правило из зарубежной юрисдикции, организация выпускает их на другой бирже.

Специальный листинг. При таком размещении активы не будут доступны всему рынку. Их смогут покупать только определённые инвесторы.

 

Механизм листинга


Размещать ценные бумаги компания может несколькими способами, которые подразделяют листинг на разные типы:

  • Прямой – размещение акций на одной бирже.
  • Двойной – размещение на двух биржах, которые не связаны между собой. Обычно компания сначала вносит свои бумаги в списки одной площадки, а затем сразу начинает выпуск на другой.
  • Депозитарный – размещение депозитарных расписок. Этот инструмент позволяет инвесторам из любой страны без ограничений работать с акциями, которые торгуются на бирже другой страны. По сути, это удостоверение на владение бумагами, выпущенных на зарубежном рынке. По-другому их называют депозитарными свидетельствами или вторичными акциями.
  • Кросс-листинг – иногда некоторые биржи могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому, если компания хочет выпустить активы на них, она проходит полный листинг на первой и имеет возможность также торговаться на второй, где нужно пройти листинг уже по упрощённой процедуре.

 

Преимущества и недостатки листинга


Когда компания становится публичной, она получает несколько плюсов, которые помогают её бизнесу. В то же время у листинга есть и негативные стороны:

Плюсы:

  • Нахождение на бирже привлекает новых инвесторов – это дополнительный источник финансирования.
  • Размещение активов говорит о публичности и открытости бизнеса, а это повышает репутацию компании.
  • С активами организации начинают совершать больше сделок. Они становятся доступнее для покупки и продажи.

Минусы:

  • Листинг и его поддержание – это не бесплатно. Компания получает дополнительную статью расходов, если хочет оставаться на торговой площадке.
  • Эмитент обязан показывать все важные данные о деятельности, финансовую отчётность и соответствовать стандартам. При этом не каждое руководство хочет раскрывать все данные о бизнесе, опасаясь конкуренции и сохранности корпоративных тайн.
  • Поведение компании на рынке всегда оценивается инвесторами. Поэтому её репутация может быть испорчена в случае неудачных решений руководства, плохого новостного фона или делистинга.

Читайте: Короткая позиция или шорт акций: что это значит